1 января французские курильщики лишились своих последних убежищ. Ограничения вступают в силу также в восьми землях Германии.
1 января французские курильщики лишились своих последних убежищ: запрет на курение в общественных местах отныне распространяется на кафе, бары, рестораны, клубы и гостиницы.
Всем, кто захочет подымить, придется выходить на улицу. Нарушителя могут оштрафовать на 63 евро, а хозяина заведения — на 135. Многие владельцы баров опасаются, что борьба за чистый воздух доведет их до банкротства.
С начала года такие же ограничения вступают в силу еще в восьми землях Германии — первые две поставили табачный дым вне закона в августе
Из Берлина — репортаж обозревателя НТВ Дмитрия Погоржельского.
Курение вред, табак отрава. Ежегодно в Германии от последствий вредной привычки умирают 140 тысяч человек. Три тысячи из них — пассивные курильщики. Именно на их защиту и встал общефедеральный закон, вступивший в силу сегодня.
До этого владельцы заведений имели право решать, можно или нет посмолить в специально отведенных местах. Теперь — строгое табу на табак в государственных и общественных учреждениях, конечно же в школах, институтах. Не можешь расстаться с сигаретой — кури на улице.
Чуть проще работникам частных фирм — здесь могут быть оборудованы курилки. Но много не покуришь. Рядом автоматы — изволь отметиться, сколько длился перекур. Самая большая головная боль — у владельцев ресторанов, баров и пивных. Представить себе немецкую пивную без дыма коромыслом, право, сложно.
Владелец ресторана: «У нас были места для некурящих и для курильщиков. Поставили новую вентиляцию — она влетела нам в копеечку. Все было нормально».
Посетитель ресторана: «Хоть я и не курю, но хожу сюда регулярно. Дым мне не мешает».
Посетитель ресторана: «Это настоящий терроризм. Как говорил Кайзер, „каждый имеет право быть счастливым на свой фасон“».
Теперь фасон для всех один: если в ресторане или пивной нет отделенного стеной помещения для курящих, придется вешать на дверях табличку: «У нас не курят».
Харальд Грунерт, владелец ресторана: «Ничего не поделаешь, другого выхода у меня просто нет. Жаль, потеряно много клиентов».
Владелец одного из ресторанов, к слову большой поклонник русской кухни, тоже вынужден смириться.
Харальд Грунерт, владелец ресторана: «Представить здесь стену я не могу — там лестница на кухню. Да и официанты не имеют права обслуживать курящих. Нелепо, но таков закон».
Хозяин кабачка по соседству будет оборудовать зал для некурящих.
Айхан Челик, владелец ресторана: «Поставлю дверь. За ней можно будет курить, вдоль стены пройдет прозрачный тоннель в туалет из зала для некурящих».
Но настроен он решительно и собирает подписи, чтобы организовать плебисцит.
Улле Касиске, владелец ресторана: «Мы против столь жесткой регламентации закона. Надо каждому владельцу оставить право решать: можно или нет у него курить, а посетитель пусть выбирает, куда ему идти».
Проблемой займется даже Конституционный суд. На днях от имени нескольких пивных жалобу туда направил Союз владельцев отелей и ресторанов.
Ингрид Хартгес, представитель Союза владельцев отелей и ресторанов: «Эта коллизия между правом на защиту от пассивного курения и правом на занятие профессией и правом на собственность. Мы не против закона, но как быть: ведь десятки тысяч предпринимателей несут колоссальные убытки. Под угрозу поставлено их существование. Пусть суд скажет свое слово».
В любом законе можно найти лазейку, и в Берлине уже появился первый в Германии клуб курильщиков. Это та же пивная, но теперь дверь на замке, а вход сюда строго по членскому билету. Такой вариант закон допускает.
Бабси Пальм, владелица клуба курильщиков: «Да, мои завсегдатаи курят, но что — я должна им дать от ворот поворот? Ни за что. Я и штрафа платить не стала бы. Лучше сразу в тюрьму».
Нарушителей закона ждут штрафы, и немалые. Например, тот кто рискнет закурить там, где это запрещено, должен будет выложить 100 евро, а владелец заведения аж тысячу.
Правда, бить рублем, то есть евро, власти начнут только через полгода — ровно столько времени отводится на то, чтобы привыкнуть к новой ситуации или перестроить свое заведение. Правда, то, как исполняется новый закон, начинают контролировать уже сегодня.