В Свято-Даниловом монастыре начались колокольные мастер-классы . В роли преподавателей местные звонари, а в роли учеников студенты Гарварда.
В
У будущих клаппермейстеров, как называют звонарей в США, уже была возможность поуправлять колокольными языками. Ведь башню гарвардского общежития украшает одна из лучших звонниц в мире. Та самая, чьи колокола вывезли из России, а теперь возвращают туда взамен на копии.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный наблюдал за стажировкой.
Узкая и длинная лестница — не последнее, но сложное препятствие на пути из клаппермейстеров в звонари. А порывы холодного ветра на
После короткого, но образного инструктажа заокеанских учеников просят подойти к инструменту.
Теперь американцы могут смело похвастаться тем, что проводят неделю между Рождеством и Новым годом в самом экзотическом звуковом оформлении. Вместо привычного для США «Jingle Bells» они встречают праздники под звон настоящих русских церковных колоколов.
План урока прост: сначала главный звонарь
Но они в этом деле не новички. На архивных кадрах можно увидеть те же лица у
Советское правительство продало 18 колоколов американцам по цене металлолома. Спустя десятки лет реликвии возвращаются. Взамен Гарвард получит не только точные копии колоколов, но и обмен опытом: туда — наши звонари с
Отец Роман, главный звонарь московского
Уроки звонарного искусства постигает будущий экономист Элиза Оливьери.
Девушка выполняет одно задание, второе. И в
Элиза Ольвьери, студентка Гарвардского университета: «Это все вместе: и мороз, и эмоции нахлынули. Я никогда не испытывала ничего подобного».
Пока одна пара практикуется, другая учит теорию. Есть даже специальная компьютерная программа. Пока ее суть объясняет один из российских звонарей, за его спиной американский клаппермейстер отдыхает после первого морозного урока.
Константин Мишуровский, представитель Общества церковных звонарей: «Эти уроки больше для развития психологии. То есть, это не помогает человеку освоить ритмические фигуры, но позволяет приобрести правильный звук».
Главный клаппермейстер Гарварда Бенджамин Рапопорт рассказывает: как только поступил в университет, так сразу и был очарован русским перезвоном. Теперь у него уже ученая степень, но любовь к колоколам со временем только крепнет.
Бенджамин Рапопорт, главный клаппермейстер Гарвардского университета: «У нас говорят: звон колоколов — это голоса Бога и ангелов. Но, как ни странно, в самой Америке это тяжело почувствовать. Для этого надо ехать в Россию».
Возможность получше расслышать небесные голоса Бенжамину представится совсем скоро. Уже завтра американцы будут звонить на колокольне храма Христа Спасителя.