На минувшей неделе в Европе произошел пограничный сдвиг: девять новых стран вступили в Шенгенскую зону теперь их 24.
Шире круг! На минувшей неделе в Европе произошел пограничный сдвиг: девять новых стран вступили в Шенгенскую зону — теперь их 24. Праздник единения, по некоторым данным, обошелся в кругленькую сумму — миллиард евро.
Оптимисты, естественно, в полном восторге: внутри барьеров стало меньше, путешествуй — не хочу. Некоторые, впрочем, эйфорию не разделяют: для тех, кто снаружи, бюрократические препоны множатся, непреодолимые преграды вырастают там, где раньше их не было.
Вот австрийцы, к примеру, усилили контроль в соседствующих с Венгрией городах: наняли дружинников — охранять покой родины от потенциальных преступников с востока. Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев выяснял, а
Оксана Моисеенко много раз проделывала путь до польской границы, и не из любви к
Оксана Моисеенко жительница г. Мамонова Калининградской области: «Сигареты везла большими партиями, все ходы знала. И все так делали — всем прекрасно жилось».
Каждый житель Мамонова, самого западного города России, сотни часов своей жизни простоял у шлагбаума. А сегодня здесь — только очередь из поляков, возвращающихся домой. «Это польская очередь,
В пятницу вся Европа пилила шлагбаумы и запускала фейерверки. Безграничное пространство, то есть без барьеров и досмотра документов, стало больше на девять европейских государств.
Руководство Латвии, к примеру, носилось по своей маленькой стране с несвойственной для Прибалтики скоростью — сначала разрезать ленточку на
Надежда, жительница г. Валга: «Я и так могу ехать куда хочу, а вот у моего мужа — серый паспорт, он теперь сможет перемещаться».
Торжества идут внутри единой Европы, а вдоль внешних рубежей — пока никакой эйфории, причем по обе стороны границ. Вот ближайший к Белоруссии польский город Тересполь. Торговля на рынках — исключительно на экспорт. Жители белорусского Бреста приезжали сюда даже за стиральным порошком.
Многоразовую польскую визу соседям давали без проблем. Теперь Тересполь уже шенгенская территория и местный бургомистр в волнении — кроме торговли с белорусами городку жить не на что. Станет ли белорус покупать шенгенскую визу за 35 евро, чтобы наполнить холодильник продуктами?
Яцек Данелюк, мэр города Тересполь: «Город, честно говоря, существует за счет туристического движения, по сути, за счет жителей приграничного с нами города Бреста. Они покупают в наших магазинах товары и способствуют развитию города. Я считаю, что в нынешней ситуации должны быть введены льготы для приобретения виз для жителей приграничной зоны».
Насторожены жители Калининградской области. Самый западный регион России теперь со всех сторон — в окружении Шенгенской зоны.
Калининградская область по автомобильным знакам — это
Детский магазин рядом с польской границей полон иностранных товаров. Хозяйка Людмила ездила за покупками на польские склады — виза раньше выдавалась жителям приграничных территорий по упрощенной процедуре. Теперь нужно заводить польских партнеров, получать приглашение, бронировать отель, платить 35 евро и ждать две недели одноразовую визу. Ежедневные поездки за границу закончились.
Людмила Харченко, предприниматель: «Просто так мы не можем теперь ехать — нужен договор. Теперь в посольствах будет более жесткий отбор — многим в визе по три раза отказывают».
В ближайших планах мэра приграничного города Мамонова поставить памятник местному челноку.
Олег Шлык, глава администрации г. Мамонова Калининградской области: «Это немножко растрепанный мужчина. В одной руке портфель, в другой — узел. Из портфеля выглядывают акцизные товары: бутылка водки, блок сигарет…»
К тому времени, когда поставят, памятник станет мемориальным — челнок как класс вымирает. Мэр города приветствует расширение Шенгена — люди начнут в городе работать, а не у границы шататься, говорит он.
Олег Шлык, глава администрации г. Мамонова Калининградской области: «Ужесточение правил провоза акцизных товаров, конечно, вернет назад трудовые ресурсы. Потому что „легкие деньги“» заканчиваются.
Туристический автобус пересек
Константин Новосёлов, турист: «Отдельную визу я бы получать не стал, а так могу поехать».
И действительно, если кто и выиграл от расширения Шенгенской зоны, так это цивилизованные российские туристы. Получивший одну визу, может теперь посетить 24 европейские страны.
Михаил Друтман, директор туристического агентства: «Теперь можно поехать в Прагу или в ночной клуб в Ригу. Раньше это было трудно».
В крупнейшей турфирме Калининграда скорее рады новым правилам, но готовы и к проблемам, особенно в первое время.
Михаил Друтман, директор туристического агентства: «Введены платные визы, по 35 евро. С большим пристрастием стали к туристам в консульствах».
К тому же никто турфирмам до сих пор точно не ответил — не изменяться ли правила железнодорожного транзита через Литву? До сих пор калининградцам, чтобы попасть в центральную Россию, нужно было только заранее купить билет. Но
Самым дальновидным россиянам на расширении Шенгенской зоны удастся даже основательно заработать. Свободная недвижимость в Юрмале или в Таллине закончилась еще осенью. Полдома в старом городе эстонской столицы русские купили за 300 тысяч евро. Скоро, говорит риелтор, к стоимости можно будет смело добавлять еще один ноль.
Сиири Маск, представитель агентства недвижимости: «Для русских это хорошо — покупаешь дом в Евросоюзе».
Но Оксана Моисеенко недовольна приближением к ее дому Шенгена, но видит и плюсы. Расширение Европы, в конце концов, ее саму заставило заняться более цивилизованным бизнесом. Набрала бывших челноков и перегонщиков машин и организовала первую в Мамонове службу такси. Но отдыхать в ближайший польский аквапарк она больше не поедет — вдруг им виза не понравится? Выходными рисковать не хочет.