В центре Петербурга превращают в гостиницу знаменитый дом князя Лобанова. Реставрация памятника наделала много шума в архитектурной среде.
В центре Петербурга превращают в гостиницу знаменитый дом князя Лобанова. Реставрация памятника наделала много шума в архитектурной среде.
О том, как проходит реконструкция памятника федерального значения, созданного великим зодчим, — в репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.
Дом со львами сегодня тщательно зашит и окружен гигантскими кранами. Особняк князя
Этот проект в череде других реконструкций наделал много шума. Здание возводил сам Монферран, а теперь от его творения остались только стены.
Реставраторы соглашаются с критиками: действительно внутри мало подлинных деталей декора, кроме анфилады, парадной лестницы, лепнины и, конечно, львов. Но так было еще до прихода инвестора. По историческим справкам, росписи и прочие интерьерные изыски утрачены еще в 1907 году.
Рафаэль Даянов, реставратор: «Парадная лестница дома Лобанова — красивая, распашная, трехмаршевая. Она каменная и вся защищена. Из элементов прошлого сохранились лепной декор с военной тематикой. Это не время Монферрана. Лепнина появилась, когда дом принадлежал военному ведомству».
Сегодня историки предполагают, что серьезным переменам дом со львами обязан военному министерству, которое въехало туда вскоре после завершения строительства в 1824 году и существовало там до революции.
Потом в этом здании располагалась школа и позже проектный институт. На фотографиях того времени можно увидеть выкрашенные блеклой краской стены и лабиринты проржавевших труб в старом подвале.
Сегодня здесь очищены кирпичные своды, относящиеся к эпохе Монферрана, и начаты работы по защите от различных грибков стен. Они тут — главный предмет охраны.
Рафаэль Даянов, реставратор: «Мы видим позднейшие закладки, штукатурка нанесена поверх исторической. Наша задача при реставрации фасада — укрепить кирпичную кладку и вернуться к изначальному состоянию штукатурного слоя».
Во внутреннем дворе до прихода арендатора был флигель, сегодня снесенный. По следам на кирпичной кладке видно, где он располагался. То, что его верхние этажи не относились к монферрановскому времени, очевидно. А вот основание корпуса предположительно
Это стало основной претензией архитектурной общественности к авторам проекта, которая уже дважды обсуждала судьбу дома со львами. Между тем реставраторы выяснили: фундамент оказался крепким и его не собираются усиливать.
Евгений Герасимов, архитектор: «Говорить о том, что до нашего прихода был монферрановский план, это не так. На месте одноэтажного флигеля по задумке Монферрана стоял четырехэтажный не связанный с основными стенами поздний флигель. Мы приняли решение его разобрать и на этом месте собрать связанный конструкциями и стоящий на сваях флигель».
Настроение критиков сегодня вполне объяснимо. В последнее время в центре Петербурга столько всего разобрали, что они опасаются: после рядовой исторической застройки коммерсанты возьмутся и за шедевры архитектуры, к которым, конечно, относится и дом со львами.