В Москве открылась выставка картин, которые в наши дни обычно пылятся в запасниках.
В Москве открылась выставка картин, которые в наши дни обычно пылятся в запасниках. Созданные в жанре социалистического реализма, полотна советских художников объединяет до боли знакомый сюжет — слившиеся в едином порыве народные массы.
Места слияний не очень разнообразны — митинги, парады, похороны… В общем, как у Бродского: «Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,// кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?»
В нарисованных энтузиастов вгляделся корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Выставка очень подходяще называется «Марш энтузиастов», что соответствует советскому пониманию этого слова. При Советах в Шоссе Энтузиастов переименовали Владимирский тракт, по которому обычно гоняли заключенных. А на этой выставке представлены как эти энтузиасты, так и другие, маршировавшие уже на воле.
В XX веке художникам впервые пришлось изображать на картине народные массы. Не многофигурные, а именно массовые сцены, когда на полотне возникало огромное многоногое чудовище, перепоясанное знаменами. Причем не сразу понятно, что именно изображено. Даже марши «согласных» и «не согласных» выглядит на удивление похоже.
Сергей Сафонов, куратор выставки: «Толпа, увиденная художником в Марсельском порту… Хотя рядом висит другая работа, которая изображает Среднюю Азию. Забавно, что эти вещи пришли из разных музеев, а оказалось, что типологически они очень похожи».
Как в живописи невозможно изобразить в толпе каждое лицо, так и в жизни, попав в толпу, человек теряет часть индивидуальности. Здесь счастливое место встречи искусства с жизнью.
Выставка показывает, как с течением времени строилась не только страна, но и сами художники. Если в
Некоторые картины смотрятся очень пикантно. Полотно «Выборы в Верховный Совет» 1939 года. Колхозники идут на выборы строем, на избирательном участке — большой портрет вождя всех народов.
Часть экспозиции посвящена политзаключенным, чьим усердием искупался недостаток народного энтузиазма.
Сергей Сафонов, куратор выставки: «Тут представлены чемоданы, которые люди делали, собираясь вернуться домой. Это то, с чем они уезжали с
Работа
И, кажется, здесь наступает перелом. В экспозиции уже царит уныние, появляются даже карикатурные изображения коллективных действий. Дальше — конец эпохи.