В Берлине прошла демонстрация, которую в Германии последних 70 лет даже представить себе было трудно. О митинге в свою защиту попросили немецкие евреи. По призыву Центрального еврейского совета на демонстрацию вышли президент, канцлер, ведущие министры, главы католической и протестантских церквей. Все они выступили против антисемитизма, который начал набирать обороты в государстве с, пожалуй, самым трепетным отношением к еврейскому вопросу.
На многотысячном митинге у Бранденбургских ворот могло показаться, что глава еврейской общины Германии рассказывает о мрачном прошлом страны. Но нет, это о ее настоящем.
Дитер Грауманн, председатель Центрального совета евреев в Германии: «Когда на немецких улицах мы вновь слышим сегодня, что евреев нужно сжигать, разделывать или сплавлять в газовые камеры, то очевидно, что к спорам о конфликте в секторе Газа все это отношения уже не имеет. Это отвратительный антисемитизм в чистом виде».
Дитер Грауманн неслучайно вспоминает о ближневосточном конфликте. Чем больше палестинцев и израильтян этим летом гибло под ударами ракет, тем жестче и в Германии, и во всей Европе становились акции протеста как произраильские, так и пропалестинские. Картина, ставшая повседневностью: два лагеря непримиримых противников оказываются в метрах друг от друга. Лишь благодаря полиции кровопролития удается избежать, но эмоций сдержать не получилось.
От осуждения политики Израиля его противники переходят к обвинениям в адрес евреев вообще, от обвинений — к оскорблениям, впервые со времен Третьего рейха в открытую зазвучавшим в Германии и не только.
Ангела Меркель, канцлер Германии: «То, что в сегодняшней Германии людей унижают, угрожают им и нападают на них лишь потому, что распознают в них евреев или просто сторонников Государства Израиль, это чудовищный скандал».
Когда в немецких Вуппертале и Берлине, а еще в Брюсселе и Париже в этом году принялись поджигать синагоги, от немецкой политкорректности не осталось следа. Впечатленные власти впервые заговорили прямым текстом: на сей раз это происки не арийских неонацистов, а радикально настроенных исламистов, выходцев из Палестины, Сирии, Турции с немецкими паспортами.
Кюф Кауфман, председатель еврейской общины Лейпцига: «У меня нет ощущения, я знаю, что эти лозунги произносятся на улице, эти лозунги на плакатах, эти лозунги выкрикиваются хором. Это звучит из уст мусульманских радикальных кругов, поэтому это к Германии имеет чисто географическое отношение».
Из четырех миллионов мирно живущих в Германии мусульман в антисемитских акциях участвует несколько тысяч, но число их неуклонно растет. Как передает корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, уже это заставляет немецких политиков бить тревогу. Прийти на митинг против антисемитизма, помимо Ангелы Меркель, нашел время президент Йоахим Гаук, высшее католическое и протестантское духовенство страны, представители всех парламентских партий и половина министров. Не все и далеко не во всем поддерживают жестокий ответ Израиля на атаки ХАМАС. Но в главном в этой толпе демонстрантов сходятся и евреи, и немцы, стоящие здесь бок о бок.
Данило Людвиг, местный житель: «Я просто сказал себе: если сегодня поддержать этих людей не приду я, то кто придет защитить меня, когда, например, травить как народ начнут уже немцев?»
Пока с трибун для демонстрации немецкие политики призывали к бдительности во избежание повторения трагедии прошлого века, о событиях нынешних отчиталась полиция. Лишь за последние три месяца в стране зарегистрированы 160 преступлений, совершенных на антисемитской почве.
Очередной виток вооруженного конфликта в секторе Газа, что разжег эту межнациональную вражду, вроде бы, уже позади, но последствия в Европе ощущать будут, видимо, еще долго. Тушить всегда сложнее.