Тысячи будущих матерей просят совета где и как рожать. Всплеск активности пришелся на публикацию результатов проверки роддомов по всей стране.
Тысячи будущих матерей просят совета — где и как рожать. Всплеск активности пришелся на публикацию Росздравнадзором результатов проверки роддомов по всей стране. Они, прямо скажем, не самые оптимистичные.
Одни говорят: «Давайте равняться на Европу и развивать домашнее акушерство». Им возражают: «При всей внешней привлекательности, и тут подводных камней хватает». Возможен ли компромисс, попытался понять корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.
Москвичка Татьяна рассказывает, как трижды рожала дома, без акушеров и «скорой помощи». Помогал только муж Сергей, менеджер строительной компании. Он держит на руках четырехмесячного Данилу. Двое других детей — Валя и Настя — тоже родились дома.
«Мы здоровы, врачи нам не нужны», — как заклинание повторяет Сергей. Правда, на вопрос «а если бы возникло осложнение?» отвечает
Сергей Шаманский: «Если бы я знал, что
Сергей признается: на него повлияли и многократно слышанные жуткие истории об отечественных роддомах.
Вот, например: ульяновцы Ольга и Георгий уже четыре года лечат своего сына Павлика от родовой травмы позвоночника. Ольга уверяет, что роды шли хорошо, но потом она услышала, как
Георгий Пайгильдин, отец Павлика: «Судись, не судись — результата уже не будет. Здоровье этим не вернешь!»
Напуганные ужасами официальной медицины, будущие родители соглашаются заплатить любые деньги тем, кто пообещает их от этого кошмара избавить. По всей стране появляются частные центры по подготовке к альтернативным родам. И хотя ютятся они, как правило, в тесных, а часто в полуподвальных помещениях, от желающих нет отбоя.
Одна из организаторов центра на востоке Москвы — психолог Евгения Ломоносова — сама на девятом месяце (это ее четвертый ребенок) и тоже готовится рожать дома. Она объясняет: беременность — не болезнь, и если нет осложнений, врачи только мешают.
Ведь дома совсем не так страшно и больно. А в роддоме — как на конвейере — постоянно торопят. И даже лежать во время схваток заставляют не как удобно женщине, а как надо акушеру.
Евгения Ломоносова, активистка движения за естественные роды: «Ребенок рождается не в тот момент, когда ему положено по биоритмам, а когда это удобно смене, когда это удобно доктору».
Мировой лидер по количеству домашних родов — Голландия. Здесь без врачей появляются на свет 40 процентов младенцев. Конечно, во время беременности каждая женщина проходит тщательное обследование, и при малейшей опасности ее отправляют в больницу. Но здоровым это не требуется.
Аннемари де Гроот: «Роды — это так интимно, вокруг не должно быть лишних людей, лишнего света. А дома мы поставили ванну с теплой водой, она очень помогает — было почти не больно. Не думаю, что в роддоме я расслабилась бы так хорошо и все прошло бы так благополучно».
Помогает женщине обычно лишь акушерка — специалист с высшим образованием, который может приехать домой, а может и принять в своем кабинете, совсем не похожем на больницу. Роды в такой поликлинике с выпиской в тот же день — распространенная в Европе практика.
Фемке Виниа, акушерка: «Чтобы создать максимально домашнюю атмосферу, мы даже не носим униформу. Ведь стресс во время родов может привести к осложнениям и у матери, и у ребенка».
Геннадий Сухих, директор научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН: «Мы можем говорить, что в подобных условиях можно принимать только небольшую часть физиологических, то есть совершенно нормальных родов. Причем в масштабе такой крохотной и хорошо организованной страны, как Голландия».
Телеведущей Дане Борисовой о своих родах приходится рассказывать как о подвиге — ее ребенок недавно появился на свет в одной из лучших московских клиник. Недешевый контракт не избавил от боли.
Дана Борисова, телеведущая: «У меня тяжелые роды, это продолжалось 16 часов. Но я была настроена терпеть все эти страдания. Я отказалась от операции и не жалею».
Научить российских женщин рожать дома и без боли пытается Молли Калигер. Американская акушерка сама вышла здесь замуж, родила детей и теперь ездит по стране, читая лекции и принимая роды. Молли уверена: скоро и в России вспомнят о «повивальных бабках», признают их профессией и начнут выдавать дипломы. Сейчас, соглашается с врачами Молли, есть опасность нарваться на шарлатана.
Молли Калигер, домашняя акушерка: «Я понимаю их позицию. Сейчас домашние роды в России — это как кот в мешке. Женщина не знает, какой опыт у акушерки. Потому что нет стандартов, нет ассоциации, каждый работает
Некоторые методики, которые пропагандируют альтернативщики, например, роды в воду на природе (пуповину перерезают только через день) — с точки зрения медицины совсем небесспорны.
А в Петербурге сейчас судят супругов Ермаковых — создателей организации «Колыбелька». Шестеро погибших и двое оставшихся инвалидами младенцев — результат домашних родов по совету «Колыбельки». Все
Геннадий Сухих, директор научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН: «Там, где есть возможность, надо рожать в специализированных лечебных учреждениях. Надо понимать, что рождение ребенка эволюционно сопряжено со многими факторами риска».
Луиджи Мильорини, директор российского представительства Всемирной организации здравоохранения: «Проблема в том, что Россия — большая страна, и тех медицинских услуг, которые доступны в столице, в отдаленных регионах попросту нет».
Недавняя проверка Росздравнадзора подтвердила: во многих роддомах
Сторонники альтернативных родов из так называемой Ассоциации сознательных родителей уже готовят письмо властям — официальной медицине предлагают сотрудничество в освоении передового и хорошо показавшего себя на Западе опыта. Главная мысль: женщина, родившая комфортно, как правило, рожает еще и еще.
Возможно, если они договорятся, у каждой семьи появится право на осознанный выбор, а у государства — еще один путь решения демографической проблемы.