Как противостоят коррупции в Италии, на родине мафии? Ко двору ли нам их методы усмирения «спрута»?
Как противостоят коррупции в Италии, на родине мафии? Ко двору ли нам их методы усмирения «спрута»? «Итоговая программа» представляет очередную часть сериала «Особенности национальной коррупции».
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков побывал в логове коза ностра.
На минувшей неделе на Сицилии отмечали праздник Святого Мартина. Считается, что именно в этот день виноградное сусло превращается в вино. Народные гуляния — скорее для своих, чем для туристов — они приезжают в Корлеоне совсем не за этим.
Городок Корлеоне — родина самого известного и могущественного клана итальянской мафии, которая, по последним данным, зарабатывает уже 90 миллиардов евро в год — это 7 процентов итальянского ВВП.
В конце
Джино Фаличетти, экскурсовод: «Смотрите, какая важная фотография — на ней человек, которого убили, а потом перевернули. Глаза и уши — к земле. Это означает, что покойник видел или слышал то, что ему не следовало знать. А другому выстрелили в рот. Что это значит? Правильно, слишком много болтал».
Туристам оставили бар по соседству: сцены знаменитой трилогии, ликер «Крестный отец» и, конечно, мелодия Нино Рота (Nino Rota). Бармен прибавляет громкость и просит не снимать завсегдатаев.
«Небо на Сицилии низкое, совсем близко. Один неверный шаг — и ты там». Эту старую присказку едва не проверил на себе журналист из Палермо Лирио Аббате. Совсем недавно в его машине нашли взрывное устройство. Он написал книгу «Сообщники» о связях мафии с политическими кругами Италии. Она основана на полицейских прослушках и перехватах.
Лирио Аббате, корреспондент информагентства АНСА: «В гостиничном номере установили шпионскую камеру. Представьте, заходит мафиози, а следом за ним известный депутат. Они начинают разговаривать о рабочих местах, о подрядах… И непонятно кто кем командует — мафия политиком или наоборот?»
Журналист теперь ходит с полицейской охраной. В его книге — громкие имена: министры и депутаты парламента. Несмотря на последние аресты главарей, сицилийский «спрут» не побежден, напротив — проводит перегруппировку и протягивает щупальца в высшие эшелоны власти. Даже недавний арест корлеонского босса Ло Пикколо ничего не изменил, полагают в Италии.
Франческо Форджоне, председатель парламентской комиссии по расследованию деятельности оргпреступности: «Что говорить, когда глава целого региона — Сицилии — сейчас под следствием за связи с мафией. А 160 местных советов были распущены
Политических связи нужны мафии как воздух, замечает парламентарий Форджоне. Без них коза ностра — просто кучка бандитов. Коррупция — ее питательная среда. И потом, мафии нужно
Франческо Форджоне: «Классический бизнес — строительство. Почему? Контроль над строительством — это и есть политика: генпланы, зонирование, распределение земель. Мафия и коррупция — две стороны одной монеты».
Сильвио Берлускони… Каким образом человек, начинавший аниматором на туристическом теплоходе, стал богатейшим человеком Италии? Таким вопросом задались два итальянских документалиста.
Энрико Деальо, режиссер документального фильма «Когда был Сильвио»: «В жизни Берлускони были моменты, когда у него появились огромные деньги неизвестно откуда. Первый этап — когда он застроил микрорайон
Ответ скрыт на той самой вилле, где Берлускони встречает гостей и показывает им мавзолей, который построил для себя и своих соратников. Благоустройством этого дома руководил один из известных мафиози, он же, как утверждают, устраивал встречи будущего премьера Италии с главарями коза ностра.
Более того, правая рука Берлускони и основатель его партии «Вперед, Италия!» Делл’Утри осужден на девять лет за мафиозные связи. Его называли послом мафии в Милане.
Беппе Креманья, режиссер документального фильма «Когда был Сильвио»: «Это было всем известно, но в Милане, одном из самых богатых городов Италии, его партия набрала 70 процентов голосов. Это страшно, когда мафия и коррупция одерживают моральную победу».
Документальный фильм «Когда был Сильвио» побил все рекорды продаж на DVD, хотя никогда не был показан по итальянскому телевидению.
Сан Марино — маленькая, но богатая и независимая республика в самом центре Италии. Сейчас она оказалась в центре политического скандала: считается, что
Известно, что три отделения ложи носят имена башен местного замка. Но суть не в этом.
Ди Маджестрис, прокурор: «Мне прислали пули. Две пули и записку, в которой сказано, что следующие будут мои».
В городке Катандзаро в Калабрии прокурор обнаружил нецелевое расходование средств, которые Еврокомиссия выделяет на развитие юга. В итоге его отстранили от дела. Этот скандал сейчас гремит и по всей Италии, и в Европе.
Джулио Кьеза, депутат Европарламента: «В течение последних шести лет финансирование юга Италии, включая область Калабрия, достиг уровня 63 миллиардов евро. Из них 30 миллиардов исходит из Европы».
Теперь некоторые депутаты Европарламента предлагают вообще больше не давать денег итальянцам.
Джулио Кьеза: «Коррупция — это вещь очень опасная и смертельная, именно
«Коррупция словно рак», — говорит депутат Европарламента и давний знаток России. Настоящего рецепта пока ни у кого нет. Известно только, что одним лишь хирургическим, административным путем эта болезнь не лечится.