Россия переживает съемочный бум: в прошлом году так и вовсе установлен национальный рекорд с конвейера сошли 200 картин.
Снимать
Специалисты заговорили о грядущем кризисе перепроизводства. Что поделать? Какие деньги — такие фильмы. А
Калужский бизнесмен Сергей Варицкий — сам себе режиссер. Владелец магазина «Обои» давно мечтал снять художественное кино, в журнале «Киносценарии» вычитал интересную историю и решился.
Сергей Варицкий, предприниматель: «В бизнесе ты тоже должен каждому раздавать роли, распределять работу в команде. То же самое происходит в режиссуре, на площадке».
На заводе заказали съемочный кран, в области нашли своего композитора, а также художника и инвесторов.
Сергей Варицкий: «Местные бизнесмены помогали и деньгами, и продовольствием, кормили группу. Например, вся колбаса в фильме — с местного колбасного завода».
Приглашенные звезды — из областного драмтеатра, вторые роли отдали любителям. Андрей Гусев преподает в школе историю, а в фильме играет спившегося физрука.
Андрей Гусев, преподаватель истории: «По школе диск с фильмом уже погулял. Все, кто смотрел, сказали: один в один, это твоя роль».
Кино проблемное — о жизни российской деревни, в ней же все и снималось. Бюджет фильма — 20 тысяч долларов. Деньги
Не только провинцию, но столичный «Мосфильм» сотрясает эхо кинобума. В одной студии — шумовая озвучка, в соседней записывают музыку для «Иронии судьбы — 2». В павильоне срочно строят «дачу» для Михалкова. В цехе реквизита еле успевают выпекать бутафорские «пулевые отверстия», они разлетаются как пирожки — самая востребованная деталь для всех фильмов.
В России их сегодня снимается почти 200. Еще 10 лет назад здесь все было иначе, вспоминает директор «Мосфильма».
Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»: «Были абсолютно пустые коридоры, темные, разбитые. Бродили стаи собак. Это было ощущение катастрофы, некий фильм будущего. Вот в таком состоянии была киноиндустрия».
Теперь ренессанс в индустрии и упадок в киноискусстве, считает режиссер. В кино пришли случайные люди, профессионалов просто не хватает для такого количества фильмов и сериалов.
Сплошная графомания, жалуются в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. Полки буквально ломятся от сценариев, а читать нечего. Государство финансирует национальные фильмы, примерно по миллиону долларов на картину. Чтобы его получить, надо быть российским гражданином и прислать сценарий по теме.
Сегодня государство спонсирует 100 фильмов в год, в следующем будет уже 200. Но, похоже, напрасно — так считают прокатчики.
Игорь Ильчук, генеральный директор сети кинотеатров: «Все кинулись снимать кино, в результате получилась обратная ситуация — когда количество продукта настолько велико, что мы не можем охватить весь репертуар, просто залов не хватает».
При этом многие российские фильмы не собирают в прокате и тысячи долларов на копию. То есть, не окупают тиражирование. Изначально убыточные, поясняют специалисты. Просто все доходы — в расходах.
Александр Семёнов, издатель журнала «Кинобизнес сегодня»: «Был случай, когда люди фильм снимали в двух комнатах и на двух улицах Москвы, а расписали бюджет на 3 миллиона долларов. Фильм, который собрал 10 тысяч на 12 копиях».
Эдуард Володарский, драматург: «Существует железное отмывание денег. Сколько стоит кино? Полтора миллиона. Я прихожу, мне говорят: „Я тебе дам, но пятьсот тысяч откати обратно“».
Такой «золотой дождь» способен потопить отечественный кинематограф, говорят профессионалы. У всех слишком выросли аппетиты на гонорары, жалуется продюсер «Брата» и «Бумера» Сергей Сельянов.
Сергей Сельянов, продюсер: «К продюсеру приходят, как к деду Морозу. И как дети не хотят ничего слушать, топают ногами, бьются в истерике».
При этом расходы в российском кино растут быстрее, чем число зрителей и общая касса, поясняет продюсер. Он видит черты будущего обвала в отрасли. Число российских фильмов скоро должно сократиться, считает Сельянов. Как ни странно, это может стать благом.