Ни Крыму, ни Киеву: амстердамский музей пока решил задержать у себя выставку золота скифов. Каковы реальные шансы Крыма вернуть экспонаты? И на чьей стороне закон?
Сегодня получил продолжение громкий скандал между Нидерландами, Россией и Украиной. Предмет спора — коллекция золота скифов из пяти музеев — четырех крымских и одного украинского, которую в феврале привезли в амстердамский Археологический музей Алларда Парсона.
После воссоединения Крыма с Россией у голландской стороны возник вопрос, кому ее возвращать. И вот теперь руководство музея заявило, что до решения суда коллекция останется в Амстердаме.
По словам обозревателя НТВ Владимира Чернышёва, согласно правилам контракта и простой логике, экспонаты нужно вернуть в музеи, из которых они были взяты: Киеву — киевское, Крыму — крымское. Но украинская сторона уже заявила о своем праве на все экспонаты:В Крыму тут же отметили, что и Киев, несмотря на свои требования, золото не получил, потому надежда на возвращение экспонатов в Крым только упрочилась.
В международной практике музейных отношений исполнение контракта всегда было превыше всего. Потому обоснованны сомнения в праве киевской юрисдикции на крымские артефакты. В российском Министерстве культуры подчеркивают, что дело это совсем не межгосударственное, а межмузейное. Здесь и прямая логика добавляется: золото ведь было найдено в крымской земле.Кирилл Рыбак, советник министра культуры РФ: «Мы считаем, что необходимо исполнение контрактов, которые были заключены музеем малой орды, крымскими музеями, и стороны должны, конечно же, руководствоваться условиями этих договор, согласно которым экспонаты по завершению выставки должны быть возвращены крымским музеям.
Экспонаты были обнаружены на территории Крыма и являются его частью археологического наследия. Нельзя ставить вопрос, куда следует передавать экспонаты — России или на Украину. Экспонаты должны вернуться в те учреждения, откуда они были получены».
В амстердамском музее, продолжающем вынужденно затянувшуюся выставку, подчеркивают, что могут вернуть скифские сокровища после урегулирования юридических тонкостей. Причем сделано это может быть и во внесудебном порядке — путем соглашения сторон.