В Москве представили оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание».
В Москве представили оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание». Пока услышать можно было аудиозапись. Полная сценическая версия появится не раньше, чем через два года. В Москве или в Лондоне, зависит от финансирования. Вживую пройдет не более десяти выступлений.
Арию Раскольникова и Сони Мармеладовой оценил корреспондент НТВ Тимур Валеев.
Публике впервые демонстрируют небольшой фрагмент новой оперы «Преступление и наказание». У каждого героя свой характер. Так, например, Родион Раскольников — это сочетание популярной музыки и рока. А характер Порфирия Иванова — это расстроенный рояль.
В Мраморном зале бывшего дома графини Достоевского еще до революции читали. Теперь здесь из динамиков Родион Раскольников исполняет арии и поет дуэтом с Сонечкой Мармеладовой. Идея поставить оперу по «Преступлению и наказанию» пришла режиссеру Андрею Кончаловскому почти 30 лет назад. 25 лет он уговаривал Эдуарда Артемьева написать музыку, и 5 лет ушло на то, чтобы сочинить и записать.
Опера, когда ее поставят на сцене, будет длиться почти три часа. Сегодня дали послушать ровно половину.
Александр Журбин, композитор, народный артист России: «Это ария господина. Там такие цыганские, полублатные мелодии. Но это всегда обманчиво. Это первое впечатление, потому что на самом деле надо смотреть дальше. Наиболее глубокие вещи хранятся там, внутри. Я поздравляю авторов с замечательной работой».
Александр Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций: «До слез, вы знаете, трогает. Тут есть такие кульминации, причем кульминации смысловые и глубинные. В принципе, вся эта опера — кульминация. Я сейчас всеми мыслями, наверное, в том, где и кем будет это осуществлено и на какой сцене».
Большинство опер, написанных отечественными композиторами, в последние годы ставились на западных площадках. И приезжали к российскому зрителю, как выразился министр культуры Александр Соколов, с наклейками на чемодане. Сейчас такая же участь может постигнуть и «Преступление и наказание». Оперу предлагают поставить в Лондоне.
Андрей Кончаловский, режиссер, народный артист России: «Если мы не найдем финансирования здесь, мы сделаем это на Западе».
Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России: «Представьте себе: народный оркестр, с балалайками, с гармошками,
Для того чтобы послушать, как звучит литературная классика в музыке и голосах, приехал британец Тим Райс. Это он написал слова
Тим Райс, поэт: «Я слышал фрагменты. Мне понравилось. Я читал Достоевского последний раз 10 лет назад. Это страшно, но музыка совсем изменила восприятие. Я понимаю, почему работа над оперой затянулась. Авторы боялись быть хуже оригинала».
В планах — подготовить оперу для сцены за два года. С площадкой для премьеры нужно еще определиться. Но авторы и продюсеры уже сейчас заявляют: несмотря на затраты, первые 10 представлений пройдут только при живом звуке и исполнении.