«Итоговая программа» НТВ запускает информационный сериал об особенностях национальной пробки транспортные проблемы есть не только в России.
Опять пробка: на минувшей неделе в Великобритании опубликован список самых медленных городов Европы. На первом месте оказался Лондон.
Российские города в этом перечне не фигурировали. Чтобы не было за державу обидно, наши коллеги пробел восполнили. Выяснилось, что Москва делит сомнительно почетное второе место с Берлином.
Казалось бы, чему нам в таком случае у британцев учиться? Ан нет.
В прошлом выпуске «Итоговой программы» стартовал информационный сериал об особенностях национальной коррупции, а сегодня мы запускаем серию репортажей об особенностях национальной пробки.
Лондонский собкор НТВ Евгений Ксензенко — о том, за что англичане ненавидят
Обычно контролер за соблюдением правил парковки — это черный мужчина без высшего образования, с которым спорить бесполезно. На все вопросы он вам ответит «Yes, Sir» или «No, Sir».
Но для съемок рутинной работы мэрия Лондона отправила обаятельную Петронеллу. Ее задача — найти и оштрафовать нарушителя порядка. Например, одна из машин припаркована на двойной желтой линии, а значит владельцу грозит штраф от 50 фунтов (это более 2,5 тысяч рублей).
Петронела Мезанова, контролер: «Даже если вы нарушили правила на несколько секунд, это уже достаточное основание для штрафа. Но обычно мне нужно 3 минуты, чтобы выписать квитанцию. Если вы успеете уехать за это время, то вам повезло. Но если я буду первой, то ничего не поделаешь — все, попались!»
Три минуты нужно на принятие решения (штрафовать или нет) и на получение фотодоказательства. Контроллер фотографирует номер автомобиля, положения машины на дороге и саму штрафную квитанцию на лобовом стекле.
Петроннела и ее коллеги — одни из самых непопулярных людей в Лондоне. Ее коллег избивали так, что они неделями не выходили на работу.
Петронела Мезанова, контролер: «Всегда нужно полагаться на интуицию. Если я вижу, что человек настроен агрессивно, то я пытаюсь отойти на безопасное расстояние, чтобы у него не было возможности схватить меня во время разговора».
Огромные штрафы за парковку в неправильном месте, блокировка и эвакуация машин — это часть плана по освобождению Лондона от пробок. В узких улочках, по которым
Джеймс Ричардс, сотрудник
Что делать остальным автолюбителям? Мэрия предлагает несколько вариантов, например, уйти под землю. Таких парковок в центре много, но у них есть один большой минус — они очень дорогие. Час стоянки может стоить от 300 до 800 рублей. Тем не менее подземных парковок становится все больше. Их планируют заранее при строительстве.
Другой модный выход из ситуации — вообще забыть о машинах. Например, пересесть на велосипед. Силка так и сделала пять лет назад. Только теперь в Лондоне гораздо больше велодорожек и даже появились велопарковки: 50 пенсов в день, то есть 25 рублей вместо 800. Здесь есть охранник, камеры наблюдения и выделенные места для постоянных клиентов.
Силка
Мэрия Лондона тратит миллионы фунтов на рекламу и создание условий для велосипедистов. Англичанам это нравится. За их вкусами следят политики. Например, лидер консерваторов Дэвид Кэмерон ездит на работу на велосипеде. Сначала отвозит ребенка, а потом на скорости заезжает в парламент на дебаты с
Эдриан Белл, менеджер организации «Транспорт Лондона»: «В Лондоне сейчас 480 тысяч велосипедистов, в распоряжении которых миллионы маршрутов. Это, конечно, маленькое число, но их становится все больше и больше».
Автор транспортных реформ — мэр Лондона Кен Ливингстон. Это
Четыре года назад он ввел так называемый «налог на пробки» — обязал платить каждого автолюбителя за въезд в центр города. 8 фунтов в день, то есть больше 400 рублей. Водители сначала устраивали акции протеста, а потом смирились. Пробок действительно стало меньше, а скорость движения выросла.
Мартин Габби, инспектор организации «Транспорт Лондона»: «С введением налога на пробки ситуация на дорогах улучшилась. Число пробок уменьшилось на 21%, то есть на 70 тысяч машин в день стало меньше. Кроме того, многие люди стали выбирать альтернативные способы передвижения».
У автобусов в Лондоне есть своя выделенная полоса. Если на нее заедет автомобиль, то водителя оштрафуют. Деньги с «налога на пробки» как раз идут на приобретение дополнительного городского транспорта и на его содержание.
Подобный налог хотели принять еще в
Например, правила помогают соблюдать камеры слежения — они установлены на всех дорогах Лондона. Проверяется номер каждого автомобиля, и если водитель забыл заплатить за въезд в центр, то ему непременно придет штраф по почте. Как, впрочем, и за любое другое нарушение.
Аня Кунявская, жительница Лондона: «Я сразу же получила штраф — здесь все очень быстро. Мне прислали его по почте вместе с фотографией моей машины. Вот так учишься соблюдать правила дорожного движения».
После Москвы Аня долго не могла привыкнуть, что здесь нельзя парковаться в любом месте, даже если ты очень богат.
Аня Кунявская: «Дороги здесь получше, да и водители более аккуратные, приветливые. Но пробок не сильно меньше, чем в Москве. В Лондоне через каждые 100 метров стоит светофор. Москва бы от такого задохнулась».
Лошадиных светофоров в Лондоне всего несколько. Они работают по тому же принципу, что и для пешеходов, но с той лишь разницей, что кнопка, которая позволяет ускорить переключение зеленого света, находится на высоте более двух метров. Чтобы всадникам было удобно нажимать.
Казалось, маленькая деталь, но она говорит о многом. Например, о стремлении Лондона упорядочить все, что так или иначе может помешать движению в городе.