В отношениях России и Великобритании наметился очередной скандал. Полотна из собраний ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга рискуют, покинув страну, не вернуться обратно.
В отношениях России и Великобритании наметился очередной скандал. Картины из собраний ведущих музеев Москвы и
Английская пресса пишет о компаниях, которые могут предъявить финансовые претензии к России. Упоминаются и потомки известных русских коллекционеров, оспаривающие права на всемирно известные полотна.
Королевская Академия искусств до сих пор не получила от британского правительства гарантий безопасности для ввозимых шедевров. Более того, чиновники потребовали проверить полотна на предмет «чистоты происхождения».
Это стало полной неожиданностью для музейщиков, ведь ранее подобных проблем с российскими экспонатами не было. Корреспонденты НТВ Евгений Ксензенко и Егор Колыванов попытались разобраться в ситуации.
В Королевской Академии искусств уверяют: с картинами все будет в порядке. Такой ситуации, как
Например, Академия потребовала от правительства предоставить так называемое «комфортное письмо». Это письменная гарантия того, что коллекцию не арестуют, и все 120 работ беспрепятственно вернутся в Россию.
Но даже если подобные гарантии будут предоставлены, то все равно остается большой риск. Дело в том, что в Великобритании нет закона, защищающего подобные гостевые выставки. Точнее, сейчас в парламенте рассматривают законопроект, который должен быть принят в конце января, как раз накануне открытия экспозиции.
Поэтому теоретически у наследников владельцев картин, а также компаний, считающих, что Россия им должна деньги, есть шанс обратиться в суд и предъявить свои права на работы. Если судья сочтет, что у них есть основания для подобных претензий, то картины могут быть, как минимум, арестованы, а как максимум — конфискованы.
А гарантия правительства в этом случае ничего не значит — суд не подчиняется этой ветви власти и не обязан обеспечивать дипломатическую неприкосновенность коллекции.
Один из претендентов — внук коллекционера Сергея Щукина
В Королевской Академии искусств пока не комментируют ситуацию. Экспозицию заранее назвали «Выставка блокбастер» — имели в виду ее художественную ценность и масштаб. Но чтобы не получился триллер Королевская Академия искусств занимается беспрецедентными мерами обеспечения ее безопасности.
Выставка должна открыться 26 января. Но отправятся ли картины в Лондон, теперь будут решать в России.
Нельзя сказать, что российские музеи, чьи картины собираются привезти в Лондон, напуганы. Скорее, они удивлены и насторожены. Ведь пока кроме статьи в газете «Гардиан» (The Guardian) никаких конкретных претензий и уж тем более судебных исков не было, да и сами картины сейчас в полной безопасности.
Наследник Сергея Щукина —
Наталья Семёнова, искусствовед: «Они не добиваются того, чтобы им отдали эти коллекции. Тот же
Арестовать картины из Пушкинского музея удалось лишь однажды в 2005 году в Швейцарии по судебному иску компании «Нога». Но тогда арест с картин довольно быстро сняли и они благополучно вернулись. Вот и в этот раз в статье «Гардиан» также идет речь о неких компаниях, которые имеют финансовые претензии к российскому государству.
Экспонирование российских ценностей за рубежом производится только с разрешения Россвязьохранкультуры. Лицензия на временный вывоз экспонатов выдается при наличии договора с принимающей стороной, страховки и государственных гарантий возврата ценностей.
Такой гарантией может выступить соответствующий закон, но никак не честное слово правительства. Подобные законы есть в США, Франции и Германии, но нет в Великобритании.
Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия: «Если будет у нас хотя бы малейшее сомнение в том, что предметы не будут возвращены, мы не дадим разрешение на временный вывоз».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также заявил, что при малейшей угрозе выставка в Лондоне не состоится.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Мы вместе сделали очень хорошую выставку для британского зрителя, а для российского зрителя лучше, чтобы все вернулось. Так что в данном случае не мы рискуем, а плохо будет Великобритании».
В свою очередь директор Пушкинского музея Ирина Антонова, в целом согласившись с позицией своего питерского коллеги, призвала не драматизировать ситуацию и назвала статью в «Гардиан» провокационной шумихой. Осталось только выяснить, в чьих интересах она была поднята.