Пристроить любимое чадо в детсад не только дорого, но иной раз и просто опасно.
В российских дошкольных учреждениях — настоящее кадровое истощение, да и с местами острая недостаточность. Проблема властям известная: сказано, что федеральный центр регионам поможет. Пока же пристроить любимое чадо в детсад — не только дорого, но иной раз и просто опасно.
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин узнал, почему, а также попытался понять, достойный ли выход из ситуации — частные и домашние детсады?
О детском садике для будущего ребенка Наталья задумалась заранее, когда была в положении. Ходила, просила, но тщетно. Витя еще не родился, а его уже не хотели записывать в группу.
Александр, муж Натальи: «Заведующая говорит, что мест нет. Но за определенный взнос в детский сад эти места находятся. Взнос достаточно крупный, для нас это было очень много».
Теперь это так называется — добровольный взнос на нужды детсада. Нет денег — в очередь. А в ней и так сотни детей.
Наталья: «Мы стоим в очереди уже три года!»
Чтобы устроить ребенка в детский сад Наталье самой пришлось устроиться туда же, помощницей воспитателя. Платят копейки, но
Наталья: «Многие подруги сейчас так делают — идут работать в детский сад. И ребенку место есть, и маме. Все время вместе».
Понятно, почему так происходит в Москве: уровень жизни растет,
Елена: «Подруга давала взятку 2000 рублей, чтобы устроить в садик. Очереди очень большие. Если пишут заявление 50 мам, то попадают только 12. Куда остальные — непонятно».
У большинства российских детсадов перманентное состояние — «мест нет», как у советских гостиниц периода застоя.
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «Сегодня мы столкнулись с потрясающей ситуацией. Нам некуда девать детей».
Чтобы понять почему — достаточно просто заглянуть в любую газету объявлений. «Продается здание детского сада, площадь 900 кв.м, общая площадь территории — 0,7 га, снесены все перегородки — получилось два огромных цеха, цена 600 тысяч долларов. Обращаться к Григорию после 18:00».
Такие объявления все еще попадаются в газетах, хотя большая часть детских садов была продана коммерческим структурам в середине
Типичный пример:
Мало того, что их на всех не хватает, так еще авторитет государственных детсадов упал до нулевой отметки.
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «В детские дошкольные учреждения практически перестали приходить квалифицированные кадры».
Наталья Виноградова, председатель Московской ассоциации негосударственных образовательных учреждений: «В
Один из таких непрофессионалов — воспитательница Кировского детсада. Она на прогулке ударила кулаком ребенка.
Александр Щелокаев, прокурор Кировской области: «В результате медицинского обследования у него был установлен перелом ключицы. Возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело».
А одна из нянечек детского сада Первоуральска едва не заразила детей совсем не детской болезнью. «Нянечка заболела сифилисом. Как так можно в садике работать? Родители порвали бы ее», — говорит возмущенная мама.
Инцидент пытались скрыть, под разными предлогами у детей и родителей брали анализы. Мамы и папы теперь хотят судиться, а нянечки делают вид, что ничего особенного и не произошло.
От таких детсадов родители бегут подальше, как правило, в частные. Вот у Елены в детском саду и замки с лабиринтами, и корабли в игровой комнате. Особая методика адаптации детей к новому миру без родителей. Помогает куклотерапия, когда ребенок свои проблемы и страхи выражает через куклу. Родители от садика в восторге, хотя счастливое детство и стоит дорого — порядка 600 долларов в месяц.
Директор Елена уверяет: несмотря на цену, бизнесом это не назовешь. Большая часть денег уходит на выплаты за аренду. А тут еще здание передают городу, и городские чиновники продлевать договор аренды не хотят.
Елена Леванова, директор частного детского сада: «Нас закрывают, нас толкают на ликвидацию. Мне пришлось продать двухкомнатную квартиру, все вложили сюда. Это дело жизни».
Илья привел сюда сына после долгих и упорных поисков хорошего детского сада. То, что предлагало государство, не нравилось. Но если и этот закроют, ему, как и большинству, придется идти и вставать в очередь на место в муниципальном детсаде.
Илья: «Ребенок не может жить в грязи, еда не может быть кошмаром, а внимание для ребенка — это не роскошь, а условие его нормального существования. И при этом государство осмеливается лишать меня выбора? Предложите мне альтернативу!»
Альтернатива — домашний или семейный детский сад. Анна устроила такой в своей вологодской квартире. Идея понравилась знакомым, но взбунтовались соседи, начали жаловаться участковому. К Анне зачастили инспекторы.
Анна Корюкаева, владелица частного детского сада: «Все боятся того, то найдутся соседи, которые скажут, что это бизнес, что большие деньги делаются на детях».
Татьяна не скрывает — да, бизнес. Для большинства ее домашний детский сад — роскошь. Но тем, кому по карману платить 4 тысячи рублей в неделю, здесь нравится: еда вкусная, образование качественное, группа детей небольшая. Одна проблема — садик Татьяны вне закона.
Татьяна Пророченко, владелица частного детского сада: «С одной стороны я не делаю никакого преступления, я плачу налоги. Но вопрос в другом: услуги на дому не лицензируются. Очень хочется, чтобы все это приняло правовой статус, чтобы я не тряслась каждую ночь, боясь, что меня завтра закроют».
А пока Татьяна учит детей рисовать первые палочки и черточки, чтобы потом легче было в школе, очередь в которую родителям трехлетних детей лучше занимать уже сейчас.