Можно ли в России минимизировать ущерб от пробок и можно ли научиться в них жить?
Черным выдался минувший понедельник для крупных городов страны: забились транспортные артерии. Погодный фактор (похолодание, осадки), безусловно, сыграл свою роль, но, пожалуй, впервые обнажился истинный масштаб и острота проблемы пробок.
В Минтрансе говорят: рост количества автомобилей на российских дорогах опережает прогнозы, а развитие инфраструктуры за ним категорически не поспевает. Впрочем, по мнению специалистов, это не единственная причина. На Западе скрупулезно подсчитывают потерянные в заторах
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин попытался понять, можно ли в России минимизировать ущерб от пробок и научиться в них жить.
На капоте иномарки — кровь случайного пешехода, который перешел дорогу обезумевшему от столичного движения водителю. Тот достал пистолет и выстрелил в упор. Атмосфера на дорогах все чаще становится наэлектризованной до предела, и прогноз звучит как штормовое предупреждение.
Сложная ситуация на дорогах в ближайшее время сохранится во всех крупных городах России. В Новосибирске движение будет затруднено на всех центральных магистралях. Ситуация с дорожными пробками на улицах Тюмени обострится еще больше. Ночью в центре Петербурга еще получится проехать по пустым набережным и каналам, но с наступлением утра транспортные артерии Северной столицы заполнят многокилометровые дорожные тромбы.
Скорость движения на основных московских направлениях в часы пик
Ситуация в столице — яркий пример: от того, насколько здесь власти продвинуться с решением транспортных проблем, зависит судьба других городов страны. Вот власти Новосибирска покупают новые светофоры, чтобы объединить их в одну сеть и в часы пик включать «зеленый коридор».
Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта мэрии Новосибирска: «Не ручное, а автоматическое регулирование в зависимости от потока машин».
Москва это уже проходила. Но там, где сегодня стоят автоматические светофоры, стоит и движение.
Чиновники все больше задумываются, как принудить жителей городов отказаться от машин. Автомобиль скоро снова станет роскошью. Если насчет платного въезда в центр еще идут споры, то с ценой на парковку в центре похоже сомнений нет.
Михаил Крейстман, заведующий
Как вариант решения проблемы — система перехватывающих парковок. Их устраивают рядом с подземкой, чтобы не заполонять машинами центр.
Петербурженка Прасковья живет на окраине Северной столицы, а работает в центре. На машине едет только до метро. Там специальная стоянка, на которой ее уже ждет билет в подземку.
Прасковья: «Карточка стоит 45 рублей, и в эту стоимость уже включено три поездки на метро».
В мэрии Москвы обещают справиться с пробками только к 2015 году. А независимые эксперты упрекают чиновников в чрезмерном желании строить офисы и дома в центре, куда люди станут приезжать явно не на трамваях.
Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «На тротуарах стоят, под знаком стоят, на автобусной остановке стоят, потому что деться некуда».
Городские начальники в ответ заверяют: все делается с умом.
Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы: «Мы всегда связываем жилищное строительство, социальное строительство с дорожным строительством. Мы не строим жилье, не построив дороги к нему».
Жителям отдаленного района Кожухово тоже сначала обещали: проведем к вам метрополитен. Но потом строительство заморозили. В семь утра на автобусной остановке уже сотни человек — это все одна и та же очередь на маршрутку. Микроавтобусы ходят редко, потому что единственное шоссе, которое связывает огромный микрорайон с остальным миром, не выдерживает наплыва машин. В одну сторону всего две полосы.
«Дорога на работу может занимать
Михаил Крейстман, заведующий
Власти советует жителям пересаживаться на общественный транспорт. Но какой смысл, если все равно придется стоять в том же заторе?
Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «Это откровенная дикость, что в Москве нет приоритетной полосы для общественного транспорта. У нас есть феодальные привилегии проезда для начальников и отсутствуют
Вернувшись из Европы, Александр долго не мог снова привыкнуть к российскому стилю вождения.
Александр Кирш: «Там нет хаоса, который происходит у нас. Никто не лезет из правого ряда в левый поворот, все друг друга пропускают».
Пробки Александр побеждает электроникой. Спутниковый
Александр Кирш: «Навигатор иногда рисует такие проезды, о которых я и не догадывался. Никогда в жизни бы там не поехал».
Принцип работы системы прост: каждый пользователь сети становится корреспондентом, датчик GPS передаст, что машина стоит, и на карте появится предупреждение. Все это хорошо работает, если есть альтернатива. Но когда для десяти тысяч людей путь, например, с работы домой только один, начинается хаос.
Михаил Крейстман, заведующий