Ежеминутно в мире сводят счеты с жизнью около 30 тысяч человек, и динамика такова, что лет через десять этот показатель может вырасти в полтора раза.
В преддверии Всемирного дня психического здоровья (его планета отметит на следующей неделе) специалисты поднимают одну из острейших проблем — самоубийства. Ежеминутно в мире сводят счеты с жизнью около 30 тысяч человек, и динамика такова, что лет через десять этот показатель может вырасти в полтора раза.
Россия в суицидальном рейтинге занимает одну из верхних строчек. Как заявлено в минувшую среду, особую тревогу в этом плане вызывают северные регионы страны. В чем причина и есть ли выход, пытался понять корреспондент НТВ Айрат Шавалиев.
В России есть единственная служба дежурных судмедэкспертов. Они едва успевают надевать теплые ботинки и прихватывать чемоданчик. У Балтийского вокзала под окнами обнаружено тело…
Даже для обширной видеотеки московской службы спасения это поразительные кадры: полчаса нетрезвый мужчина пытался выпасть из окна, отбиваясь от спасателей подручными средствами.
«Дайте умереть, мужики, Христом Богом прошу!» — кричал он, размахивая шваброй. Этот почти состоявшийся суицид удалось отыграть назад.
Профессор Яков Гилинский изучал проблему суицида уже тогда, когда официально суицида в Советском Союзе вроде и не было. Первую брошюру пришлось издавать почти тайно. Пик самоубийств в России случился в начале
Яков Гилинский, профессор
В 2003 году началось, по статистике, медленное снижение числа самоубийств. Но есть в России регионы, которые об этом, похоже, пока не знают.
Дом, стоящий напротив сельской дискотеки, кажется, теперь навсегда в трауре.
Алексей Комаров прокурор Ижемского района Республики Коми: «Он пишет: „Десять лет отучился, а что толку? Ни на что я не годен“. Такие слова его о многом говорят».
Через месяц в сарае нашли и девушку Андрея. В предсмертной записке, рассказывает кладбищенский смотритель, Света просила похоронить их рядом, но ее желание не исполнили.
После этой страшной почти шекспировской истории село Ижма Республики Коми окончательно приобрело репутацию «столицы российского суицида».
Пётр Дитяев, глава администрации муниципального образования «Ижемский район»: «Раньше, в дореволюционный период, самоубийц никогда не хоронили вместе теми, кто умер не по своей воле. А сегодня, что греха таить, из них делают чуть ли героев».
Лариса Князева, главный врач Республиканской психиатрической больницы: «Утрачиваются социальные, семейные связи, исчезает преемственность поколений. И эта отчужденность в семье — основная причина.
Спасатели выловили в
Кафедра судебной медицины Петербургской медакадемии должна изучать тела самоубийц, но давно интересуется и их душами. Завкафедрой Евгений Мишин построил макеты мест происшествия и лично изготовил диораму. Повесившуюся женщину «перенесли» сюда из леса вместе с березкой. Танатологическая экспозиция открыта для всех — в воспитательных целях.
Евгений Мишин, заведующий кафедрой судебной медицины
По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия сейчас на втором месте в мире по числу суицидов. Уже десятилетия лидер в этой области — маленькая Литва.
В психиатрической больнице Вильнюса новая пациентка 16 лет. Ее личное дело вместе с сотней таких же исследуют местные ученые, чтобы обнаружить литовский ген самоубийства, но сенсаций здесь, похоже, не будет.
Альвидас Навицкас, президент Ассоциации суицидологии Литвы: «Конечно, безработица и пьянство — две главные причины».
И в Советском Союзе Литва была лидером по числу суицидов. Как говорят врачи, так радикально литовцы реагировали на советское присутствие. Возможно, это совпадение, но и сегодня самый популярный среди самоубийств мост в Вильнюсе — тот, что украшен монументальными сталинскими фигурами.
В 2000 году Литва разработала государственную доктрину профилактики суицидов, но денег на нее не нашла. В России такой программы нет и сегодня.
Борис Положий, руководитель отдела ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского: «Суицидальная ситуация, которая сложилась в стране, требует принятия очень серьезных мер на государственном уровне».
Марина, администратор виртуального клуба самоубийц: «Есть такая игра, виртуальный клуб самоубийц. Но некоторые заигрываются и начинают умирать реально».
Она знает, о чем говорит. Марина стала администратором сайта после того, как ее предшественник вышел из виртуального пространства прямо в окно.
Марина: «Большей частью это молодежь, у которой проблемы с любовью или внешностью. Еще были люди, которые им помогали. Были и другие, которые говорили: „Убей себя“».
Сама Мария пришла на форум за советом: наркотики довели до смерти, оставалось выбрать способ. Пока искала, вылечилась сама и хочет помочь остальным. Для начала собирается закрыть сайт.