Один за всех. Решение президента возглавить федеральный список «Единой России», безусловно, самое обсуждаемое событие недели. Буква закона соблюдена. В стране и за ее пределами многие облегченно вздохнули.
Один за всех. Решение президента возглавить федеральный список «Единой России», безусловно, самое обсуждаемое событие минувшей недели. Буква закона соблюдена. В стране и за ее пределами многие облегченно вздохнули: обещание Путина найти место в строю и сохранить влияние после 2008 года вроде бы обрело контуры.
Оппоненты «единороссов» старались держать удар «формулы один» и, словно сговорившись, твердили: сделан шаг к двухпартийному парламенту. Вторыми в паре они подразумевали, естественно, себя. Но, возможно, политическая система России готова и к более ощутимой эволюции.
Корреспондент НТВ Роман Соболь вник в драматургические тонкости случившегося, а заодно попытался заглянуть в грядущее.
Владимир Путин, президент России: «Ваша партия может и должна стать инструментом социальной стабильности, обеспечения дееспособности будущего парламента, всей власти, быть инициатором развития, опорой исполнительных органов власти по исполнению всех намеченных планов. Вот об этом говорить можно и нужно. Поэтому я с благодарностью принимают ваше предложение… возглавить список „Единой России“».
Он выдержал паузу в три секунды. Знали лидеры партии о согласии президента заранее? Возможно. Ведь это не только вопрос федеральных списков «Единой России», многое изменится и в политическом устройстве всей страны. Такое решение не может быть спонтанным. Но верно и то, что готовой ответной речи у Путина не было, он писал ее во время съезда, анализируя выступления и настроение делегатов.
Елена Лапшина, ткач
Такова драматургия съезда: сначала предложение «максимум». Идея третьего срока в народе популярна, хотя сам президент не раз говорил о неприкосновенности Конституции. И Путин эту позицию подтвердил вновь.
Владимир Путин: «Изменение Конституции под конкретного человека, даже если этому человеку я безусловно доверяю, считаю некорректным».
Последующие выступления делегатов были столь же эмоциональными, но в них были взвешенные и реалистичные варианты.
Михаил Терентьев, чемпион зимних Параолимпийских игр: «Владимир Владимирович, Вам везет! Удача сопутствует России, пока вы президент!»
Геннадий Котельников, академик Российской академии медицинских наук: «Нужно обеспечить действующего президента мощным инструментом политического влияния на предстоящие годы. Таким механизмом сегодня является „Единая Россия“. Предлагаю всем съездом просить Владимира Владимировича Путина возглавить федеральный список партии „Единая Россия“ на предстоящих выборах».
Ответ президента и итоги съезда известны. Владимир Путин — первый и единственный номер в федеральном списке. Остальные партийные лидеры возглавят региональные списки, что, безусловно, еще усилит позиции «единоросов» на местах.
Александр Ткачёв, губернатор Краснодарского края: «Авторитет „Единой России“ и так высок. Например, на Кубани он составляет больше 50 процентов. А теперь, когда Владимир Владимирович возглавил список, рейтинг еще больше вырастет».
Юрий Неёлов, губернатор
Надежды губернаторов подтверждают социологи. Их расчеты: плюс
Валерий Фёдоров, генеральный директор ВЦИОМ: «Решение президента резко меняет ситуацию. Мы не удивимся, если теперь партия вплотную приблизится к конституционному большинству в Государственной думе».
Кто же еще пройдет в парламент? «Единая Россия» оставляет соперникам немного места. Тем жестче конкуренция.
Леонид Радзиховский, политолог: «Ясно, что самый тяжелый удар это нанесет по „Справедливой России“. Их лозунг сводился к одному: „Мы с Путиным“. А в ответ они услышали: „Но Путин ведь не с вами“».
Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия», председатель Совета федерации РФ: «Слухи о смерти „Справедливой России“ слишком преувеличены. У нас ничего не изменилось, мы
Лидеры оппозиционных партий говорят, что решение Путина для них не было «громом среди ясного неба», но забот прибавило. Приходится перестраивать избирательную кампанию буквально «на ходу».
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, заместитель председателя Госдумы РФ: «У оппозиции еще остается огромное электоральное поле. Мы получим голоса тех, кто недоволен, не согласен, чувствует себя неважно».
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ: «Я предполагал, что у Владимира Владимировича было несколько вариантов. Но он выбрал такой сценарий: создадут „Нью КПСС“, которая будет расставлять кадры, формировать правительство. Это возврат к старой схеме. Правда, КПСС была мощнее, а все равно на одной левой ноге не устояла. Страна не может стоять на одной ноге».
Любопытно, что именно лидер коммунистов пугает избирателей призраком КПСС, но в одном Зюганов прав: необходима многопартийность. Предполагается, что в следующей Думе будет три, может, четыре фракции.
Президент, возглавив избирательные списки «Единой России», обозначил перспективы всей политической системы. Заканчивается период «департизации». После всевластия КПСС в новой России роль партий ограничивалась законодательной сферой. Исполнительная власть оставалась беспартийной.
Но во главе большинства развитых стран стоят партийные премьеры и президенты. Конечно, при наличии конкуренции — многопартийности. Возможно, и в будущей России именно партии будут выдвигать своих кандидатов на главные государственные посты.
О партийном премьере говорили и на съезде, подразумевая, что весной 2008 года им станет Путин. Президент благодарил делегатов за «серьезные предложения по трудоустройству».
Владимир Путин «Возглавить правительство — это вполне реалистичное предложение. Но об этом пока еще рано думать, потому что для этого нужно как минимум два условия. Первое: „Единая Россия“ должна победить на выборах в Государственную думу 2 декабря текущего года. И второе: президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре».
Это предложение будет изучено, но считать его единственным, вероятно, не стоит.
Виталий Иванов,
Андрей Исаев, заместитель секретаря президента генерального совета партии «Единая Россия»: «Независимо от того, где конкретно будет работать Владимир Владимирович Путин, когда истечет срок его полномочий, он будет пользоваться преимущественным авторитетом и будет главным политиком страны. Не в силу должности, которую он занимает, а в силу общественной поддержки, которая существует».
Вячеслав Володин, секретарь президиума генерального совета партии «Единая Россия»: «Он у нас национальный и надпартийный лидер. Выборы в декабре — это, по сути, всенародный референдум в поддержку президента Путина, его курса. И „Единая Россия“ является его политическим ресурсом».
Позиции национального лидера не прописаны в Конституции, не определены его полномочия. С другой стороны вроде бы нет и особых ограничений. Какой будет эта модель? Этого сейчас не знает никто, кроме самого Путина.