Страна узнала состав нового правительства, реформированный Кабинет приступил к работе немедленно. Первые же официальные мероприятия подтвердили: не давать подчиненным спуску фирменный стиль Зубкова.
На минувшей неделе, как и было обещано, страна узнала состав нового правительства. Освеженный костяк фрадковского Кабинета будет трудиться и при Зубкове.
Отставку главы Минобороны — Сердюков мотивировал ее этическими соображениями: мол, они с премьером близкие родственники — Путин не принял. Сохранил свой пост и министр культуры Соколов, а ведь думские «единороссы» точили на него зуб.
Из структурных изменений особо отметим повышение Кудрина до статуса
Реформированное правительство приступило к работе немедленно. Первые же официальные мероприятия подтвердили: не давать подчиненным спуску — фирменный стиль Зубкова. Произведенный эффект оценил корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.
В понедельник к московским сумеркам пришли только заголовки: «Путин прибыл в Кремль из Сочи» и «Путин и Зубков встречаются в Кремле». Президент и премьер могли говорить только о новом составе правительства, но что это за состав — даже обитатели Белого дома могли лишь догадываться. Вечер для них переставал быть томным.
От Кремля до Белого дома президенту почти по прямой — только Новый Арбат пересечь. Но время шло, а президент все еще работал в Кремле. Ожидание продолжалось, а напряжение возрастало. Ведь и президент в Белый дом нечасто приезжает, и время действия было интригующе поздним — девять вечера.
Интрига сохранялась до последней минуты, и министры лишь за мгновения до появления Владимира Путина посмотрели друг на друга, и поняли, какое оно — правительство, в котором им работать. Вошедшие сразу увидели новые лица и осознали, что радикальных кадровых перемен не произошло.
Ушел Зурабов, ушел Греф, пришли Голикова и Набиуллина. Вместо Владимира Яковлева в Минрегионразвитие назначен южный полпред Дмитрий Козак. Министр финансов Кудрин стал еще и
Андрей Исаев, депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»: «Это неожиданный и достаточно, как принято говорить, сильный ход президента и премьера. Но, тем не менее, в консультациях „Единая Россия“ участвовала, и мы рады тому, что наша позиция в значительной мере учтена. Мы выступали против того, чтобы в состав нового правительства вошли такие министры, как Михаил Зурабов и Владимир Яковлев. И наша точка зрения была услышана».
Коммунисты же опять недовольны увиденным правительством.
Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ: «Есть хорошая русская пословица „тех же щей да пожиже влей“. Вот так и получилось. Принципиальных изменений нет. А на его плечи ложится большая ответственность. Еще год потеряем».
Татьяна Голикова, сменившая Зурабова, была многолетним замом Кудрина, ее профессионализм восхитил не один созыв Думы, куда она приходила докладывать бюджет. Теперь специалист по финансам приходит в министерство, прославившееся проведением монетизации. Эльвира Набиуллина была заместителем Германа Грефа, и здесь видна преемственность.
Уход Владимира Яковлева тоже считался предрешенным. И вот на его место назначен Дмитрий Козак, чей опыт работы в южных регионах теперь поможет ему работать со всей страной.
Дмитрий Козак, министр регионального развития: «Буду, естественно, встречаться со всеми руководителями. Я за время работы в федеральных органах исполнительной власти побывал практически во всех регионах, пообщался со всеми руководителями. Конечно, Южный федеральный округ, мне знаком».
Повышение Алексея Кудрина как зеркало экономической политики. Министр финансов и теперь еще
Игорь Бунин, генеральный директор фонда «Центр политических технологий»: «Самое главное, что произошло — расширение функций Кудрина. Кудрин — это некий символ нашего либерализма, прежде всего экономического. Это означает, что у нас со Стабилизационным фондом все будет в порядке. У нас с бюджетом все будет в порядке. И наша экономика будет развиваться».
На первый взгляд, Владимир Путин лишь скорректировал состав правительства. Но с другой стороны, он ясно продемонстрировал приоритеты в работе. А, похвалив прежнее правительство, дал понять, что курс его был в целом правильным.
Сергей Иванов, первый заместитель председателя правительства РФ: «Правительство должно работать, несмотря на приближающиеся политические события. Сделано это для того, чтобы простые люди не почувствовали влияния этих событий на повседневную жизнь. Чтобы исполнительная власть работала четко».
Наиболее заметна радикальная реформа Минрегионразвития, в прежнем правительстве считавшегося местом почти гиблым. Ведомство занималось вопросами ЖКХ, не имея четких полномочий и структуры.
Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «У Минрегионразвия были усеченные функции, самый маленький бюджет. Поэтому Яковлев в
Теперь Минрегион получает такие полномочия и финансы, что многие сразу заговорили: федеральный ЖЭК превращается в министерство, приобретающее политический статус. Теперь его влияние на политику правительства усиливается многократно.
Дмитрий Козак: «Денег даже избыточно много. И отсюда есть другая проблема, я намерен ее решать в рамках деятельности министерства. От части денег просто отказаться, передать их на тот уровень власти, который способен их эффективно использовать. Отсюда, из Москвы, строить больнички, акушерские пункты, школы, детские сады и так далее — невозможно».
В правительстве появились два новых Комитета — по рыболовству и по делам молодежи. Несмотря на то, что после отставки правительства Фрадкова, шли разговоры о серьезном изменении структуры нового Кабинета министров, этого не произошло. Даже, казалось бы, решенный вопрос о разделении одного Министерства здравоохранения и социального развития на два, не поднимался больше.
Впрочем, слова президента о бесперебойной деятельности в сложный предвыборный период, и не предполагали радикальной ломки структуры, ведь трудности привыкания к новому как раз и повлекут за собой сбои в работе. Однако после выборов проблема изменения структуры правительства может стать предметом нового обсуждения.
Сергей Миронов, председатель совета федерации РФ, председатель партии «Справедливая Россия»: «Наверное, уже весной будущего года необходимо кардинально изменить структуру правительства. Я бы, например, вернулся к хорошо зарекомендовавшей себя системе, когда министерство и определяет политику, и реализует ее, имея все рычаги, включая финансовые».
Премьер Зубков не терпит отклонений от темы. Селекторное совещание с регионами о подготовке к зиме — жанр почти забытый в правительстве. Теперь не только министры, но и губернаторы узнали, что премьер готов устроить разнос не только рядовому чиновнику. А народу от премьера достается шоколад.
Губернатор же получает предложение водить хороводы в детском саду, если не повысит зарплату воспитателям. Вообще, в этом стиль Зубкова похож на стиль Фрадкова. Заседания правительства стали даже более зрелищными.
Как опытный руководитель Виктор Зубков знает, что громкие разносы подчиненным — это надводная часть айсберга. А большая политика делается в тишине. Ведь переговоры по новым назначениям проходили без шума.
Теперь главное для Зубкова — удастся ли совместить внешнюю эффектность с эффективностью. Но в любом случае, правительство в эти несколько дней продемонстрировало желание решить поставленные задачи, и это президенту понравилось.
Владимир Путин: «Пока давать