Интернет-портал Института национальной памяти опубликовал списки граждан, разделив их на пособников советского режима борцов за демократию. Но экс-президента Польши не оказалось ни в одном списке.
Отныне в Польше любой желающий может, не отходя от компьютера, узнать, работал ли его сосед или родственник в недавнем прошлом на спецслужбы.
Такая государственная откровенность стала возможной после принятия закона о люстрации. На появлении этого документа настаивали лично братья Качиньские. Досье на них, кстати, также есть в открывшейся базе. Корреспондент НТВ Виктор Кузьмин прочитал рассекреченные документы и попытался понять, чем появление списков бывших агентов грозит остальным полякам.
Отныне каждый гражданин может узнать о своем соседе то, чего тот о себе и не знал. Достаточно просто войти в Интернет, где выложены документы, которые в социалистические времена носили гриф «секретно».
Обнародованием таких данных в Польше занимается Институт народной памяти — структура, которую давно уже окрестили тайной политической полицией. С подачи этого ведомства сегодня в Польше существуют две категории граждан — пособник советского режима или борец за демократию.
Владислав Фрасынюк, депутат сейма Польши: «То, что мы видим в этих документах, это только часть действительности, показанная через призму специфических людей, которые нас контролировали и хотели заставить слушаться. Эти документы не показывают всей правды».
Сказать, кто страдал и кто пособничал властям Польской Народной республики, необходимо, считают в Варшаве. Страна должна знать героев и врагов. О перегибах в этой борьбе с прошлым умалчивают. Даже если подпись под документом о сотрудничестве со спецслужбами получали от человека под страхом смерти, вердикт однозначен — враг демократии.
Тадеуш Ивиньский, депутат сейма Польши: «Пока опубликованы данные, касающиеся 440 человек. Это только начало, но уже видно, насколько неодинаково отношение к этим людям.
Например, в отношении
Но в отношении судей Конституционного суда, которые оказались в такой же ситуации, подобных комментариев нет. Это можно назвать инструментом в политической игре».
В Интернет попала только часть документов — несколько сот фамилий. Мощная структура Института народной памяти не справляется с объемами информации. Но в первую очередь опубликовали данные о представителях нынешней власти.
Польские журналисты шутят: в этих документах больше комментариев, нежели самих документов. Первые лица страны получились идеальными — «не состоял», «не привлекался», «страдал». О тех, кто рангом пониже, рассказ суше.
Тадеуш Ивиньский, депутат сейма Польши: «Это результат применения на практике закона о люстрации. Закон очень плохой, но пока действует. Подобные публикации используются в политических целях, как один из способов предвыборной борьбы».
Разговоры и споры, публиковать или нет, шли долго. Ожидали бурю, но электорат пока не реагирует. Обиделся Лех Валенса, идеолог и лидер демократической солидарности. О нем вообще забыли и не включили ни в список агентов, ни в те, на кого агенты стучали.