На Дальнем Востоке развернулась большая географическая ревизия. Ученые искореняют курьезные наименования рек и сел.
На Дальнем Востоке развернулась большая географическая ревизия. Ученые решили искоренить наименования рек, гор и населенных пунктов, которые иначе как курьезными не называют.
Репортаж корреспондента Дмитрия Андреянова специально для НТВ.
Открытия ждут картографов на каждой странице старых атласов. Заглавная буква «Ы», названия из одних цифр и вовсе неприличные для русского языка имена рек и поселков. Впервые за много лет на Дальнем Востоке началась большая географическая ревизия.
Михаил Свидерский, главный инженер Дальневосточного предприятия геодезии и картографии: «Допускались грамматические ошибки, которые впоследствии легли на карту. Сейчас приходится исправлять. И мы эту работу только начинаем, впереди несколько лет упорного труда».
Все наименования специалисты заносят в электронную базу данных. Уточненный список необходим для переиздания атласов. Безграмотных, устаревших, особо неблагозвучных названий в новой редакции быть не должно.
Галина Крунгольц, руководитель исследовательской группы картографов: «Особенно это касается старых так называемых нанайских названий. Мы добавим им благозвучия. Для этого существуют словари — словарь эвенкийский, где отображено написание эвенкийских слов, справочники написания нанайских, якутских слов».
Любовь Пассар, президент ассоциации коренных народов Хабаровского края: «Река Хуин была переименована в Девятку, поскольку на русском языке она звучит не слишком благозвучно».
В категорию спорных попали и многие русские названия. В советское время право давать имена водоемам и возвышенностям доверяли рядовым геодезистам. Так в атласы попали реки Первая, Вторая, и Третья. Откуда идет отсчет, сейчас уже никто объяснить не может. В коллекциях хабаровских картографов множество подобных курьезов.
Михаил Свидерский, главный инженер Дальневосточного предприятия геодезии и картографии: «В 1948 году одну реку назвали Левой Воровской, другую — Правой Воровской. А по современным документам получается наоборот. Видимо, человек, который присвоил эти названия, шел не с той стороны».
Чтобы заново назвать лесной ручей или пруд, достаточно опубликовать изменения в атласах. Одобрить же переименование населенного пункта должно правительство России.
К тому же картографам необходимо учесть мнение населения. В старинном селе Бичевая давно нет единства. Половина жителей гордится прозвищем «бичевляне», другая на него обижается.
Местный житель: «Бичевая — это наводит на мысли. Хотелось бы, чтобы наше село иначе называлось».
Местная жительница:
Противники переименования вспоминают села, которым эффектные названия не принесли счастья. Остатки былой Роскоши — единственный жилой дом и ветхий колодец. По итогам географической переписи, в некоторых районах Дальнего Востока каждый второй населенный пункт может попасть в категорию необитаемых.