На минувшей неделе в России прошла череда партийных съездов, на которых были представлены политические платформы и сформированы списки кандидатов. В том числе и первые «тройки» федеральные и региональные.
Готовность номер один. На минувшей неделе Генпрокуратуре было поручено усилить надзор за тем, чтобы требования закона в ходе избирательного процесса неукоснительно соблюдались, а МВД — пресекать противоправную агитационную деятельность во всех ее видах. Судя по сигналам российского ЦИКа, поводы для появления подобных распоряжений имеются.
Тем временем в разгаре один из важнейших предвыборных этапов: с 15 сентября по 5 октября партии проводят съезды, обнародуют платформы и формируют списки кандидатов, в том числе первые «тройки» — федеральные и региональные.
Свое решение обнародовали эсэры и «Гражданская сила». Накануне точки над «i» расставили аграрии и коммунисты. Теперь можно сказать, что две трети партий, допущенных к участию в думской кампании, покончили с формальностями. Из тяжеловесов только «единороссы» пока не спешат: их партийные мероприятия намечены на начало следующего месяца.
Те, кто уже отстрелялся, потянулись в здание ЦИКа с внушительного размера картонными коробками: чуть ли не у каждой партии кандидатский минимум состоит из пяти сотен фамилий. Там с проверкой обещают не тянуть, и с документами работать в день сдачи. Это позволит ускорить процесс устранения недочетов и неточностей, если таковые будут обнаружены.
В Центризбиркоме подчеркивают: орган они теперь не столько «фискальный и надзирательный», сколько «оказывающий содействие политическим партиям по реализации избирательных прав граждан».
Появление некоторых лиц в партийных упряжках наблюдатели считают знаковым. Кто они, господа «троечники»? Почему из регионов в Москву потянулись граждане с жалобами в духе «помогите пострадавшим от партийных войн»?
Накал предвыборной борьбы ощутил корреспондент НТВ Роман Соболь.
Возможно, самый яркий образ предстоящей Думской кампании нашел лидер «Яблока» Григорий Явлинский. Его партия первой «созрела» для предвыборного съезда — определилась, что союзников не будет, а с противниками и так все ясно.
Григорий Явлинский, председатель партии «Яблоко»: «Это соревнование. Люди бегут стометровку и каждый бежит по своей дорожке и каждый хочет прибежать первым. Какие могут быть перемирия? Бежит, правда, еще по этой дорожке „Медведь“».
Соперничать с таким персонажем трудно, но остаются другие призовые места и борьба за них — жесткая, особенно на соседних дорожках. Накануне выборов «Яблоко» выиграло суд у СПС. Дело давнее, еще с региональных выборов, но, как говорится, «дело принципа». «Яблочники» разведали, что СПС покупал голоса в республике Коми СПС. Недорого — по 150 рублей за голос.
Павел Марущак, представитель регионального отделения партии «Яблоко» в суде: «Как говорили на суде люди, во всем виновата природная честность жителей: поскольку деньги взяли, пришлось голосовать за СПС. Село Большое Галово, дававшее СПС не более полутора процентов, внезапно проголосовало за СПС в 35 процентов».
Выборы были районные и их отмена для партии почти не заметна. Но история громкая — скандал накануне парламентской гонки, да еще с подачи бывших союзников. Правый фланг расколот окончательно. Каждый претендует на монопольное владение правой идеей.
Никита Белых, председатель Федерального политсовета партии «Союз правых сил»: «У нас, как у последних самураев демократии нет ничего, кроме веры».
Вдоль фасада Дома Союзов шла колонна людей «асоциальной внешности» с лозунгами СПС. Пикет был явно «подставной» —
Выбор СПС кажется странным. Почему правые проводят съезд в колонном зале Дома Союзов, в месте с устойчивой коммунистической атмосферой? Возможно, дело в том, что отсюда ближе всего к заветной цели. Вот Дом Союзов, а за углом уже — Охотный ряд и здание Государственной думы.
Правые стартовали резко и сразу «за гранью фола». Говорили о внесении в федеральные списки партии фамилии Андрея Сычёва — солдата, потерявшего ноги. Сычёв (или
Антон Баков, член Федерального политического совета партии «Союз правых сил»: «Когда случилось это несчастье, мы помогали ему, а он решил помочь нам сейчас. Нельзя запирать парня в четырех стенах, у него должно быть
В последний момент от идеи, многим казавшейся циничной, отказались. Появился благовидный предлог — медицинское заключение о слабом здоровье Андрея.
Мария Гайдар, член партии «Союз правых сил»: «Я думаю, отказались по этическим соображениям. Желание включить Андрея Сычева у СПС было. Но в итоге было принято единственно верное решение — не использовать его в политических манипуляциях».
На левоцентристском фланге — тоже обострение. Но борьба уже развернулась за право именоваться партией власти номер 2. Так лидер «Справедливой России» вместе с Михаилом Горбачевым открыл институт детской гематологии. Деньги поступили из горбачевского фонда — своего рода благотворительный жест в масштабах всей страны.
Но пока Сергей Миронов укрепляет партийный авторитет, однопартийцы на местах его расшатывают.
Листы с уведомлением об увольнении получили директора 16 школ в Самаре. Они были сняты со своих постов без объяснения причин, по приказу из мэрии.
Елена Денисенко, бывший директор школы: «Администрация город ведет себя, как в средневековье князьки: „хочу — помилую, хочу — уволю“».
Владислав Шестаков, политолог: «Городская администрация возглавляется представителями „Справедливой России“. Учителям предложили вступить в партию. Они отказались и последовали увольнения. Многие связывают эти два явления».
Еще у «справороссов» появились трудности с региональными списками. Тот же Самарский градоначальник Виктор Тархов отказался возглавлять местную предвыборную тройку, когда не увидел в ней своих выдвиженцев.
Идет большая чистка — Миронову посоветовали избавиться от кандидатов с «затемненным» прошлым. Евгений Ройзман не скрывает былых связей с нашумевшей «уралмашевской» группировкой. Но это не помешало ему стать депутатом Госдумы четыре года назад. А сейчас его кандидатура вдруг стала сомнительной. Происки конкурентов, не иначе.
Евгений Ройзман, депутат Госдумы РФ, фракция «Справедливая Россия — Родина
В отличие от конкурентов, неумело уходящих от скандалов, Владимир Жириновский провоцирует скандалы и дирижирует ими. Андрей Луговой еще не вступил в ЛДПР, а на пороге съезда его уже встречает духовой оркестр.
В выборе места для съезда ЛДПР сказывается определенная тяга к театральным эффектам: зал с тяжелыми люстрами, золотой лепниной, сцена украшена партийной символикой.
На эту кампанию приготовлены два лозунга: «Не врать и не бояться» и «Хорошо русским — хорошо всем». Очевидно, это кардинально измененная известная поговорка «что хорошо русскому, чужеземцу — смерть». Выбран внешний враг — Великобритания. Отсюда и кандидат от ЛДПР номер два.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР: «Андрей Константинович Луговой оказался на острие, пике конфликта, который происходит с нашим историческим противником».
Брак по расчету: ЛДПР получает известного кандидата. Если Луговой невиновен — он симпатичен избирателям как жертва иностранной юстиции. Если виноват — найдутся такие, кто скажет: Луговой покарал перебежчика Литвиненко. А «номер два» обеспечил себе защиту юриста Жириновского и, в перспективе, депутатскую неприкосновенность, на всякий случай.
Итак, большинство партий свои предвыборные козыри уже раскрыли. Коммунисты обошлись без сенсаций — такие же лозунги, критика власти и расчет на тех же избирателей. А съезд «Единой России» назначен лишь на 1 октября.
Андрей Воробьёв, руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия»: «Причин несколько.
Если вспомнить слова Явлинского, получается что «Медведь» стартует не спеша. Но задержка, как ни парадоксально, дает ему преимущество. Хорошо заседает тот, кто заседает последним.