В Ростове-на-Дону в эти дни показывают жетоны Императорской России.
В
Корреспондент НТВ Михаил Антропов увидел экземпляры, о которых мечтают нумизматы.
Со старинной технологией изготовления жетонов и монет можно познакомиться уже перед входом в музей. Медальерных дел мастер Николай Шевкунов в первый день выставки едва успевал чеканить сувениры для посетителей.
Николай Шевкунов, медальер: «Нет, станков наверняка не было. Все было очень просто: молот, наковальня и инструмент. Но брали обычно серебро — оно очень податливое и в то же время внешне красивое».
В отличие от оловянных жетонов на улице, внутри музея — настоящее сокровище для нумизмата. Ближайшие родственники юбилейных монет чеканились в исключительных случаях. Поводом могла быть коронация императора или заключение мира. Монетный двор выпускал жетоны партиями не более 500 штук. Способ их распространения кроется в названии — слово «жетон» от французского глагола «бросать».
Игорь Руденко, автор выставки «Жетоны Императорской России»: «Народу эти предметы разбрасывались и раздавались во время коронации. Они были сделаны на кружке гривенника, то есть на кружке десяти копеек. Из того же металла».
Жетоны — это не только милость властей народу. Жемчужина коллекции — золотой жетон, полученный неизвестным из рук полководца Барклая де Толли. Он не что иное, как аналог современной визитной карточки.
Евгений Юров, нумизмат: «Барклай де Толли мог спокойно достать этот предмет и представиться, кто он такой. У человека оставался этот предмет как бы на память. С другой стороны, это знак внимания».
Еще один редкий экспонат. Жетон выпущен в память о московском пожаре 1812 года. Изготовили его за границей. Авторы, видимо, были приверженцами бонапартизма. Вообще, коллекционеры рассказывают, что каждый из памятных знаков на выставке связан с тем или иным эпизодом истории России.
Экспонат коллекции необычной формы — жетон присутствия Императорской Российской академии. Его выдавали на ученых собраниях еще при Екатерине II. Традиция сохранилась и при Павле I. Правда, после того, как первый президент Академии отправился в ссылку, жетон стал более прозаичной формы.
В финале выставки каждому посетителю — Грамота. Она подписана по правилам старинной каллиграфии и скреплена сургучовой печатью. В Грамоте благодарность за уважение к истории Российской державы.