Стать помещиком в России XXI века не фантастика. Вот только ждут ли барина на деревне?
Столичных жителей потянуло в глубинку: бегут они от прелестей большого города — смога, пробок и нервного напряжения. Благо широка страна, да и предложения заманчивые на рынке имеются.
Обеспеченным господам так и вовсе родину готовы продать: не всю, конечно, только малую. Стать помещиком в России XXI века — не фантастика. Вот только ждут ли барина на деревне?
Репортаж корреспондента НТВ Вадима Фефилова.
Москвич Кудымов скупил у истоков Волги 20 тысяч гектаров земли. Сейчас воюет, чтобы получить в собственность еще 30 тысяч. Это лакомый кусок по цене сравнимой с землями в ближнем Подмосковье. И конкуренция у него здесь большая.
Сергей Кудымов, предприниматель: «Воюем с людьми, с обстоятельствами, с дельцами типа нас».
У бывшего
В бывшем здании колхозного клуба новый хозяин и бывшие колхозники, а теперь это его наемные рабочие, говорят друг другу о наболевшем.
В этом районе на Волге из 400 деревень в 183 постоянно живут по
Ивану Смирнову 94 года, он родился в этой деревне еще при барине, и вот теперь ее могут купить новые помещики.
Иван Смирнов: «На что он помещик, кому он нужен? Все будут смотреть очень косо. Вообще на того, кто побогаче, смотрят с ненавистью».
В этот же день по деревне проезжал директор московской компании загородной недвижимости. Он планирует скупать земли на Волге не гектарами, а целыми деревнями.
Прохоров запустил в рекламу слоган «Стань барином». Он считает, что среди москвичей найдется много желающих иметь собственные деревни. Впрочем, для местного населения пока непонятно: Прохоров собирается скупать брошенные деревни с деревенскими жителями или без?
Владимир Прохоров, директор компании пол продаже недвижимости: «Когда вытраивается такая усадьба среди заброшенных деревень, то те люди, которые в отсутствие заработка существуют в этих селах, положительно воспринимают возможность приработка или постоянной работы в усадьбе».
С одной стороны деревня Деньгино, с другой — Добрая. У предков живущих здесь людей было своеобразное чувство юмора. Как говорят, здесь жили лихие люди, которые «бомбили» обозы богатых литовских купцов. Сейчас времена, конечно, другие, но отношение к приезжим особое.
Сергей Гусев, председатель Ржевского районного общества охотников: «Почему мне, коренному ржевитянину,
Владимир Иванников, член Ржевского районного общества охотников: «Приезжают к Гусеву и говорят, мол, этот и этот районы надо отдать. Собери правление, возьми бумаги, откажись добровольно».
Охотники говорят о накипевшем. Согласно лесному кодексу, уже совсем скоро охотиться в конкретном лесу можно будет только уведомив об этом конкретного хозяина леса. Но на земельных аукционах у коренных жителей, конечно, меньше шансов, чем у богатых московских компаний. Здесь о москвичах говорят: «Понаехали!»
Сергей Гусев: «Москвич должен жить в Москве. Я их должен видеть как гостей».
Владимир Иванников: «Люди вооруженные, кстати, и не дураки. Охотники дуракам ружье не дают. Они в лес пойдут — и тогда будут конфликты».
Москвич Дмитрий Конов, поселившийся в заброшенной деревне четыре года назад, местное население совсем не раздражает, так как сам старается не раздражаться на местное население.
Дмитрий Конов, печник: «Не могу плохо относиться к человеку, к его сердцу, даже если в голове его сидит дурь».
Бывший
Дмитрий Конов, печник: «Когда на озеро приезжают пьяные люди и перебивают стаю гусей просто так, потому что им весело, при этом ни одного не берут, ну, я не знаю, что это такое».
Более тысячи гектаров у бывшего москвича Кудымова уже распахано, но работников не хватает. Кто же распашет еще 50 раз по столько? И возникла идея — заселить брошенные деревни китайцами. Бывшее и новое районное начальство теперь дискутируют.
Виктор Стрекалов, бывший глава Ржевского района: «Если мы сами уже не хотим этим заниматься, то, извините, давайте отдадим и корейцам, и китайцам».
Александр Щетинин, глава Ржевского района: «Здесь достаточно русского населения, мы постараемся справиться со всеми проблемами без китайцев».
Китайцы сюда пока не доехали, а москвичи перешагнули границы дальнего Подмосковья, и на джипах и со своим уставом уверенно движутся по соседним губерниям.