Можно ли было предотвратить трагедию в Невельске? Какие еще регионы России беззащитны перед стихией?
С начала этого года в отставку — по разным причинам и с разными последствиями — были отправлены девять региональных руководителей. Один из самых свежих в памяти примеров — глава Сахалинской области.
По официальной версии, Иван Малахов поплатился за плохую организацию помощи терпящему бедствие Невельску. В результате разрушительного землетрясения там погибли два человека, тысячи остались без крова.
Можно ли было предотвратить трагедию? Почему строения, возведенные в сейсмоопасной зоне, складывались, как карточные домики? Какие еще регионы России и почему беззащитны перед стихией? Ответы на эти вопросы искал корреспондент НТВ Алексей Кондулуков.
Через месяц после землетрясения Невельск словно освобожденный
Землетрясение 2 августа оставило без крова несколько тысяч человек. Более 200 домов теперь опасны для жизни. Возможно, будет и больше.
Местную власть потрясло во всех смыслах. Прежний губернатор был отправлен в отставку — оказался не готов к удару стихии. А ведь предупреждали. Сейсмологи Сахалинского института геофизики предсказали землетрясение в районе Невельска еще два года назад.
Борис Левин, директор Института морской геологии и геофизики: «Зону, в которой долго не было сильных землетрясений, называют „зоной затишья“ или „сейсмической брешью“. Это означает у сейсмологов, что там можно ожидать сейсмическую активность, то есть сильного события».
На самом деле, такой точный прогноз почти случайность. Просто именно в той местности опробовали новейшие приборы и услышали под землей «упругое напряжение».
На Южных Курилах регистрируют по два толчка в день. Сейсмографы — полувековой давности, на фотобумаге. Сначала ее проявляют, затем сушат как полотенце. В мелких штрихах — «раздражение» земли. «Сильные чувства» в
Илья Адбагин, сейсмолог: «Все жители привыкли к этому. Те, кто недавно приехал, они это переносят более спокойно, чем те, кто ощущал землетрясение
Власти сегодня пытаются удержать население Курил и обустроить «жизнь на вулкане». Геотермальная станция «Менделеевская» дает вулканическое тепло в каждый дом. Ее поставили в рамках федеральной Курильской программы, строят школы, аэропорты и морские порты.
Именно в
Евгений Рогожин, заместитель директора Института физики Земли РАН им О. Ю. Шмидта: «Ничего не изменилось. Как всегда, знаете, гром грянет — мужик перекрестится».
Людей убивают не землетрясения, а плохое строительство, говорят ученые и показывают — вся Россия в «шатком положении». Три десятилетия у нас строили по устаревшим, еще советским картам сейсмоактивности.
Евгений Рогожин, заместитель директора Института физики Земли РАН им О. Ю. Шмидта: «Нам без конца говорили: зачем вы завышаете эту сейсмичность? Это же каждое повышение на балл — это народные деньги, тут разбазариваются огромные миллионы рублей народных денег. И вот эти народные деньги нам всю плешь проели».
По заказу МЧС карты недавно обновили. Выяснилось, что страну трясет на несколько баллов больше. Зоны сейсмической опасности выделены красным — от северного Кавказа до Камчатки, вся западная часть Сахалина.
Сергей Шойгу, министр РФ по чрезвычайным ситуациям: «Если говорить о Дальнем Востоке, Забайкалье, у нас
То есть рассчитаны на более слабые землетрясения, чем нужно ждать. Жилые дома, школы и целые города, такие, как Невельск, которому теперь предстоит пережить второе рождение.
Во время землетрясения часть морского дна поднялась, увеличив площадь города на несколько квадратных километров. При этом фарватер порта, по странной иронии природы, стал глубже. В ином случае город можно было бы и не восстанавливать.
Вся жизнь Невельска связана с портом, здесь все рабочие места, большинство жителей — рыбаки. Сегодня многие опять уходят на промысел, оставляя жену и детей под опекой местных властей.
Мэр Невельска Владимир Пак каждый день приезжает на строительную площадку. К новому году здесь обещают построить 15 домов. Остальные — в следующем, но самое важное, считает мэр, чтобы люди увидели первый дом, и чтобы заработала единственная случайно устоявшая школа.
Владимир Пак, мэр Невельска: «Самое главное, чтобы люди все равно оставались. Если детских садов нет, скажем, они могут просто выехать в другой район, где предложат детский сад, рабочее место. То есть все равно человек будет искать там, где ему лучше жить».
На днях жителям начнут выдавать жилищные сертификаты, некоторые собираются на материк. Хотя, как ни странно, именно Невельск теперь в большей безопасности. Когда землетрясение прошло, следующего нужно ждать лишь через несколько десятилетий.