Генпрокурор проинформировал сначала президента, а затем и общественность о том, что раскрыто едва ли не самое резонансное преступление последнего времени.
Одно из самых заметных событий минувшей недели, несомненно, произошло в ее дебюте. Генпрокурор проинформировал сначала президента, а затем и общественность о том, что раскрыто едва ли не самое резонансное преступление последнего времени — убийство Анны Политковской.
Восстановлена цепь событий, основные фигуранты арестованы, известно имя заказчика. Коллег погибшей журналистки поблагодарили за помощь. Казалось бы, всё — занавес: скептики, рисовавшие мрачные перспективы расследования этого громкого дела, ошиблись в своих прогнозах.
Но тут стали происходить странные вещи: одна утечка информации следовала за другой, —
Все, что было у следствия в самом начале — запись с камеры видеонаблюдения. Открывается дверь, но входящего не видно, он шел вдоль стены, вне обзора. Анна Политковская ищет ключи, открывает подъезд. Через минуту выходит предполагаемый убийца — спиной к видеокамере. Бейсболка надвинута на глаза, голова опущена.
Юрий Чайка, генпрокурор РФ: «Это преступление мы раскрыли за 10 месяцев. Арестованы 10 человек — организаторы, пособники и исполнители».
Фактически с «нуля», от смазанных кадров человека в кепке, следствие, как заявил генеральный прокурор, распутало всю цепочку и установило связи с другими резонансными преступлениями.
Предполагаемый организатор убийства Политковской причастен к убийству Пола Хлебникова, еще несколько фигурантов уголовного дела подозреваются в заказных убийствах на территории Латвии. Выстраивается внешне стройная схема, где каждому подозреваемому отведена определенная роль.
Исполнители: братья Махмудовы. Тамерлан, Ибрагим и Джабраил. Предполагается, что один стрелял, другие прикрывали его и готовили отступление.
Транспорт: машину подозреваемым дал Ахмед Исаев. Убийство было спланировано до мелочей. Генеральный прокурор утверждает: за Политковской долго наблюдали, выясняя типичные маршруты, сверяя время.
Юрий Чайка «Существовало две группы слежения. Одна — за журналисткой, вторая контролировала первую. В слежении и предоставлении информации принимали участие сотрудники МВД и ФСБ. Они тоже арестованы».
Разведка: якобы киллеры не могли найти Политковскую. Адрес и прочую информацию им предоставили коррумпированные сотрудники силовых структур — бывшие и действующие. Алимов, Беркин, Грачев, Лебедев, Хаджикурбанов. И еще подполковник ФСБ Павел Рягузов.
Юрий Чайка: «Во главе стоял лидер чеченской группировки, специализирующейся на заказных убийствах».
Роль организатора, возможно, исполнял Магомет Димельханов. Приказ на убийство Политковской мог отдать
Юрий Чайка: «В убийстве Политковской заинтересованность может быть только у лиц, находящихся за пределами РФ. Оно выгодно тем, кто хочет дестабилизации страны, возврата к системе, когда все решали деньги и олигархи».
Прокурора спросили прямо: «Вы говорите о Березовском?» Юрий Чайка не ответил, впрочем, признав: Бориса Абрамовича прокуратура ни на минуту не забывает и надеется дождаться его экстрадиции.
Итак, обвинение сделало первый ход, наступила очередь защиты и она постаралась расшатать всю выстроенную прокуратурой конструкцию. Появилась информация, что подполковник ФСБ Рягузов задержан по совсем другим обвинениям, и, вероятно, к убийству Политковской не причастен.
Александр Купряжкин, руководитель управления собственной безопасности ФСБ РФ: «Рягузов находился в поле зрения службы внутренней безопасности по подозрению в вымогательстве и превышении должностных полномочий»
Из цепи выпали еще два звена. Освобождены
Залпа Махмудова, мать братьев Махмудовых: «Мои дети ни в чем не повинны. Я в том уверена на сто процентов».
Все это время коллеги Политковской — журналисты «Новой Газеты» — вели собственное расследование и по мере сил помогали бригаде Генеральной прокуратуры.
Рабочий кабинет Анны Политковской: ее стол до сих пор никем не занят, не смотря на извечную редакционную тесноту и нехватку мест. Книги Политковской, грамоты, открытки — все оставлено как было, хотя прошел почти год. Возможно, в рабочем компьютере Анны остались фрагменты последних, незаконченных статей. Коллеги говорят: это было очередное расследование коррупции на Северном Кавказе.
Главный редактор Дмитрий Муратов знаком с ходом этого расследования как говорится «изнутри». Он уверен: следователи работали очень профессионально. А то, что некоторые подозреваемые после ареста были отпущены на свободу, — такова специфика любого объективного расследования.
Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой Газеты»: «Многие из этих арестов — хороши. Они правильны, они точны. То, что у нас следователи не боятся отпускать
А что произошло потом — непонятно. Генеральный прокурор, докладывая о раскрытии преступления, не назвал ни одной фамилии, ограничился общими сведениями, строго соблюдая тайну следствия. И вдруг, на следующий день началась массированная утечка информации.
Дмитрий Муратов: «Это предательство в чистом виде. Оглашают список арестованных — так срываются следственные действия, очные ставки. Они ведь не должны были знать, кого еще арестовали».
Возникло общее ощущение неразберихи,
Хотя убийство Политковской прокуратура считает раскрытым, следствие не закончено. Не все соучастники установлены, и еще — загадочная фигура «заказчика». Юрий Чайка говорит: Политковская знала этого человека и встречалась с ним. Но круг общения журналиста, как правило, очень широк.