Ее называли русской Гретой Гарбо и самой чувственной актрисой отечественного экрана.
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одной из главных кинодив советской эпохи Тамары Макаровой. Для широкой публики актрису открыл ее муж — режиссер Сергей Герасимов. Их называли самой заметной парой отечественной «фабрики грез».
Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.
По адресу улица Мира, дом 6 установлена доска в честь Сергея Герасимова и Тамары Макаровой — одна на двоих. И это справедливо, потому что режиссер и актриса были связаны не только творческими, но и семейными узами. Но как говорят злые языки, если Сергей Аполлинариевич хоть немного похож на себя, то звезда советского кинематографа непохожа вовсе.
После роли врача в этом фильме Макарова стала известна широкой публике. Оптимистичные
И Герасимов не устоял, когда увидел ее в 1927 году на съемках у Козинцева и Трауберга, где Тамара Федоровна дебютировала в фильме «Чужой пиджак». Тогда еще не знали, что она станет не только звездой, но и самой чувственной актрисой отечественного кино. Ее фотографии нисколько не уступали по эмоциональности снимкам Греты Гарбо.
Когда американцы увидели Макарову не в привычном для ее ролей тулупе и простеньком ситцевом платье, а в роскошном наряде Хозяйки Медной горы, сразу сделали предложение.
Александр Поздняков, киновед: «И она приехала в Канны, на южный берег Франции, на Лазурный берег, и все увидели вдруг эту прекрасную русскую актрису. Многие даже не подозревали, что такие ухоженные, такие уверенные в себе, красивые, одетые со вкусом женщины водятся в Советской России. И на нее посыпались предложения».
Одно из предложений Голливуда — сняться в роли Анны Карениной, но советская актриса естественно дать своего согласия не могла. Лучшая костюмная роль у Макаровой была на довоенном «Ленфильме». Герасимов не смог запустить проект, для которого Тамаре Федоровне сшили шикарное платье, поэтому принял решение снимать «Маскарад».
Последний съемочный день картины совпал с первым днем войны. На «Ленфильме» до сих пор показывают подвал, где прятались Макарова и Герасимов, когда под бомбежками озвучивали и монтировали «Маскарад», и уже в блокадном городе они начали снимать новый фильм — о защитниках Ленинграда.
В Ленинград после эвакуации Герасимов и Макарова не вернулись. В
Но ленфильмовский период — Макарова сыграла здесь в одиннадцати картинах — стал для нее не просто этапом биографии, но и тем временем, когда на крупных планах все зрители влюблялись в таинственный свет ее глаз.