Ливия согласилась освободить тех, кого до этого назвали убийцами ливийских детей и приговорили к смертной казни. На Западе этот процесс считали политическим и 8 лет добивались освобождения медиков.
Во вторник на рассвете ленты ведущих информагентств взорвались сообщениями с пометкой «молния». Из ливийского аэропорта Триполи курсом на Софию вылетел самолет с пятью болгарскими медсестрами и палестинским доктором.
Власти Ливии согласились освободить тех, кого до этого назвали убийцами ливийских детей и приговорили к смертной казни.
На Западе этот процесс считали политическим и восемь лет добивались освобождения медиков. И хотя теперь они, наконец, на родине со своими семьями, начинается другой спор — был ли торг?
Европа в лице французского президента, который и вел переговоры, любые домыслы на этот счет отвергает. Саркози заявляет, что за сестер и палестинца выкуп не платили.
В неоднозначном деле пытался разобраться собкор НТВ Дмитрий Хавин.
Позади у них 8 с лишним лет тюремного заключения в чужой стране, пытки и издевательства, два смертных приговора и один о пожизненном сроке.
Они работали в больнице, когда в 1999 году их обвинили в том, что в сговоре с палестинским врачом болгарские медики намеренно заразили более 400 детей СПИДом. В результате 50 детей умерли.
Позже лучшие мировые эксперты докажут, что вспышка эпидемии началась еще до приезда пятерых болгарок и палестинского врача и что причиной была антисанитария в больнице. Но ливийскому режиму был нужен скандал, причем скандал, на котором можно заработать.
Ведущую роль в многоходовой дипломатической комбинации по освобождению болгарских медсестер и палестинского доктора на последнем, решающем этапе сыграла Франция, точнее семья французского президента. Неформальным переговорщиком была Сесилия Саркози.
Для самого же Николя Саркози решение проблемы было особенно важно, ведь он обещал освободить медиков из ливийской тюрьмы еще во время своей предвыборной кампании. При этом и руководство Франции, и Евросоюз в целом успокаивают налогоплательщиков, что их денежки потрачены не были.
Николя Саркози, президент Франции: «Я могу официально подтвердить, что Евросоюз и Франция абсолютно ничего не заплатили Ливии за освобождение медсестер».
Действительно, ЕС и Болгария в первую очередь не могли напрямую заплатить ливийцам деньги за освобождение медиков, потому что таким образом они признавали бы их вину в заражении детей.
Тем не менее деньги ведь
Говорили, что, возможно, это было сделано в счет погашения ливийских долгов центрально- и восточноевропейским странам, которые еще в коммунистические времена продавали Ливии оружие.
Сейчас вспоминают и о том, что в последний момент Европейская комиссия подписала некое двухстраничное соглашение, которое дает Триполи полный
Не случайно в последний момент к мадам Саркози присоединилась и еврокомиссар Бенита
Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской Комиссии: «Дело болгарских медсестер осложняло наши отношения с Ливией и не давало им развиваться. Теперь инцидент исчерпан. Мы готовы вывести отношения ЕС с Ливией на новый уровень».
Уже известно, что впервые за 35 лет в Триполи возвращается американский посол. А французский президент в ближайшие дни намерен посетить Ливию с визитом.
Сами же медсестры и палестинский доктор, уже помилованные болгарским президентом, из аэропорта направились в его резиденцию. В ближайшие дни их будут тщательно обследовать медики.