Российский МИД отреагировал на недавний дипломатический демарш Лондона. Четверо сотрудников британского посольства объявлены персонами нон грата. Схож ответ и по другим вопросам.
Российский МИД ответил на недавний дипломатический демарш Лондона. В том, что эта реакция последует, и она окажется не менее жесткой, было ясно уже после первой гневной отповеди МИДа.
Еще два дня назад на Смоленской площади пообещали, что ответ будет адресным и адекватным.
В ответ на выдворение четверых российских дипломатов, Москва объявляет персонами нон грата четверых сотрудников британского посольства.
Схож ответ и по другим вопросам: Москва не будет выдавать визы британским чиновникам и — более того — прекращает сотрудничество с Великобританией в борьбе с терроризмом.
За развитием дипломатического конфликта следит корреспондент НТВ Андрей Черкасов.
Двухдневный
Михаил Камынин, официальный представитель МИД РФ: «Официально вручена нота об объявлении четырех дипломатических сотрудников британского посольства в Москве персонами нон грата. Они должны покинуть территорию Российской Федерации в десятидневный срок».
Как и требует дипломатический этикет, первым о решении российских властей узнал британский посол Энтони Брентон. Его вызвали для беседы в МИД. По окончании встречи глава британской миссии сделал краткое заявление журналистам.
Энтони Брентон, посол Британии в России: «Мы обменялись определенными мнениями по делу Литвиненко. Я передам их в британский МИД.
Я также подчеркнул, что британская сторона
Кого именно Россия высылает из страны, британский посол уточнять не стал. Но источники в российском дипломатическом ведомстве сообщают, что речь идет о сотрудниках, которых российская контрразведка засветила еще год назад.
История с электронным
Имена британских дипломатов, подозреваемых в шпионаже, попали тогда в печать, но высылать их не стали. Кремль решил не портить отношений с
Теперь, похоже, дипломатам, которые продолжали работать в Москве, все же придется уехать. Визовый вопрос Москва решила симметрично.
Михаил Камынин, официальный представитель МИД РФ: «Российские официальные представители не будут запрашивать британских виз, аналогичные визовые обращения британских официальных лиц рассматриваться нами не будут».
Еще одним пунктом официального ответа Москвы Лондону стало сворачивание двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. Шаги нового британского правительства, считают российские власти, делают такое сотрудничество невозможным.
А все так хорошо начиналось. Бороться вместе с угрозой Москва и Лондон решили осенью 2005 года во время официального визита Владимира Путина в Британию. Тони Блэр отвел его тогда в святая святых — секретный подземный бункер, где Кабинет Ее Величества проводит экстренные совещания «Кобра», аналог российского Совета безопасности.
Страны тогда договорились о создании рабочей группы по борьбе с террором. Инициатива была названа беспрецедентной. Теперь на такой работе можно поставить крест, по крайней мере, на ближайшее будущее.
Международная реакция на российский ответ Лондону долго ждать не заставила. Глава британского МИДа сделал следующее заявление.
Дэвид Милибенд, министр иностранных дел Великобритании: «Мы твердо уверены, что решение о высылке британских дипломатов совершенно незаконно и неоправданно. Мы позаботимся об их семьях, и надеемся на поддержку со стороны мирового сообщества».
В том, что главный союзник Британии, Вашингтон поддержит линию Лондона, можно было не сомневаться. Американский Госсекретарь Кондолиза Райс выразила надежду, что Россия изменит позицию и экстрадирует Лугового.
Но, как и положено профессиональному дипломату, на вопрос, что посоветовать молодому британскому коллеге, как Западу вести себя с Россией, начальник американской дипломатии ответила уклончиво.
Кондолиза Райс, госсекретарь США: «Невозможно ничего добиться путем изоляции России. Стратегия вовлекать Россию в работу международных организаций, которые базируются на ценностях демократии и свободного рынка началась после распада Советского Союза. И это — единственный путь общения с Россией в будущем».
От Москвы ждали ответа, и он последовал. Сегодня скандал звучит как сенсация, но пройдет время, и через месяц кризис, скорее всего, сойдет на нет. В истории