Власти Болгарии просят Ливию выдать им шестерых своих граждан, которых Высший совет юстиции этой страны приговорил к пожизненному заключению.
Власти Болгарии просят Ливию выдать им шестерых своих граждан, которых во вторник Высший совет юстиции этой страны приговорил к пожизненному заключению. Ливийские судьи заменили смертную казнь пятерым болгарским медсестрам и врачу — выходцу из Палестинской Автономии — на тюремный срок.
В Триполи не возражают против того, чтобы иностранцы отправились на родину. Но ливийские чиновники пока не дают окончательного ответа и фактически продолжают торговаться с Болгарией и Европейским союзом, выдвигая все новые требования.
Корреспондент НТВ Дмитрий Хавин в столице Болгарии следит за развитием событий.
Жуткая угроза расстрела больше не нависает над пятью несчастными женщинами и искалеченным пытками доктором. В глубине души очень многие в Болгарии, да и во всем мире, рассчитывали на чудо. Так что принятое решение о пожизненном заключении было для всех просто шоком.
Ивайло Николчовски, сын медсестры Снежаны Димитровой: «Я очень недоволен, это позорный приговор. Некоторые говорят: как они могут быть невиновны, если выплачивают компенсации.
Но политика — грязное дело, и когда в ней замешены простые люди, они становятся пешками в большой игре».
Действительно, переговоры о судьбе несчастной шестерки проходили в самых глухих уголках политического закулисья. И, в отличие от обыкновенных граждан, профессиональные политики и дипломаты посчитали страшный и унизительный приговор о пожизненном заключении успехом.
Ивайло Калфин, министр иностранных дел Болгарии: «Решение Высшего судебного совета Ливии смягчить приговор — несомненно позитивный шаг. Он открывает путь к новым юридическим соглашениям».
Теперь постепенно становится понятно, что переговорщики с самого начала рассматривали исход с пожизненным заключением. И что, по расчетам дипломатов, надежда на возвращение медсестер на родину именно теперь становится реальностью.
Ивайло Калфин, министр иностранных дел Болгарии: «Самое страшное сейчас позади. Но мы сможем считать дело закрытым, только когда они вернутся в Болгарию».
В дипломатической и правовой игре с ливийским режимом, похоже, разыгрывается серьезный козырь. Еще с коммунистических времен
Теперь болгарская сторона, вероятнее всего, попросит ливийскую, чтобы осужденные отбывали свой пожизненный срок дома. Если Триполи, конечно, не без проволочек и не без торга согласится, то медсестры и доктор будут доставлены в родную тюрьму, а уж здесь их вполне может помиловать президент Болгарии.
Известно, что соответствующие запросы уже готовит болгарская прокуратура. Рассматривают такую комбинацию и в Триполи.
Но сколько медики еще пробудут в заключении, пока улаживаются все формальности, сказать сегодня никто не может. Шахматная партия с полковником Каддафи продолжается.