Обстановка Южной Осетии накаляется. Армия непризнанной республики приведена в состояние повышенной боеготовности, усилена охрана Транскама.
Обстановка Южной Осетии накаляется. Армия непризнанной республики приведена в состояние повышенной боеготовности. В первую очередь усилена охрана Транскама, некоторые участки магистрали уже закрыты. Людей направляют в объезд, минуя села грузинского анклава.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Руслана Гусарова.
Враг не пройдет, точнее — не захватит и не взорвет. После очередного обострения ситуации в регионе власти Южной Осетии резко усилили охрану участков Транскавказской магистрали и особенно ее ключевого звена — Рокского тоннеля.
Десятки видеокамер наблюдения внутри, засады и секреты — снаружи по всему периметру Рокского перевала. Местные спецслужбы готовятся к атаке грузинского спецназа.
Михаил Миндзаев, министр внутренних дел Южной Осетии: «Мы не исключаем также захват с высадкой десанта. Не исключены и бомбовые и ракетные удары, такое развитие событий мы тоже предусмотрели».
Географически, физически и политически Транскам через Южную Осетию связывает Россию и Грузию, а вместе с ними один народ — северных и южных осетин, живущих по разные стороны Главного Кавказского хребта.
По рассказам бывших строителей современного Транскама, именно это обстоятельство еще во времена Советского Союза долго тормозило со стороны Тбилиси
Знаур Гассиев, председатель парламента Южной Осетии: «Грузия
Сегодня практически все продукты питания, бытовые и промышленные товары на рынки и в магазины Южной Осетии поступают из России. Они доставляются сюда только через Транскам. Для сотен жителей непризнанной республики эта дорога едва ли не единственный прямой источник доходов.
Местная жительница: «Эта дорога нас кормит, мы же торгуем товарами, поступающими именно по этой трассе. Если дороги не станет, мы не будем работать».
В силу политических обстоятельств, сегодня Транскам заканчивается на окраине югоосетинского села Гуфта. Дорогу преграждают несколько бетонных блоков и пост югоосетинской милиции.
До Цхинвали отсюда не более 10 километров, и дорога проходит через анклав грузинских сел. Там располагаются еще несколько постов российских миротворцев и грузинских военных формирований.
Жителям Цхинвали приходится добираться в объезд по так называемой горной Зарской дороге, ее длина уже достигла нескольких десятков километров.
Дорогу перекрыли осетины в ответ на действия грузинских властей, начавших в апреле тотальный учет проезжавших через их анклав жителей Южной Осетии. Грузинская полиция в принудительном порядке снимала копии паспортов и отпечатки пальцев.
Смешанные миротворческие силы и российский батальон, оказавшиеся в тисках нового кризиса, повлиять на ситуацию пока не в состоянии.
Марат Кулахметов, командующий смешанными силами по поддержанию мира в зоне
Похоже, переговорный процесс по этому вопросу зашел в тупик. Задача миротворческого континента на данном этапе состоит в том, чтобы не допустить осложнений и без того непростой обстановки. Ситуация ни при каких обстоятельствах не должна перерасти в вооруженное противостояние».
Последние заявления президента Михаила Саакашвили о том, что проблему Южной Осетии Грузия решит в ближайшие месяцы, в официальном Цхинвали расценивают как откровенную угрозу новой войны.
Части Министерства обороны и милиции привели в полную боеготовность, на Зарском объездном участке Транскама активно действует югоосетинский ОМОН, проверки идут одна за другой.
Густой лес со стороны грузинский сел Кехфи и Тамарашени заминирован, а саму дорогу продолжают расширять и укреплять.