В пригороде Парижа сегодня началась битва двух гигантов. Подобными заголовками французская пресса откликнулась на открытие аэрокосмического салона в Ле Бурже.
Действительно, львиную долю многомиллиардных заказов на гражданские авиалайнеры будут делить между собой компании «Боинг» (Boeing) и «Эйрбас» (Airbus). Среди участников выставки — десятки российских компаний. В основном они демонстрируют продукцию военного назначения.
Анализ рынка лучших летательных аппаратов мира провел парижский собкор НТВ Вадим Глускер.
Новые технологии — самолеты-невидимки, самолеты-разведчики… Тем не менее, главная особенность нынешнего авиасалона в Ле Бурже — это уменьшение доли военной авиатехники при повышающемся интересе к гражданской авиации.
Непримиримые соперники и вечные конкуренты — «Эйрбас» и «Боинг». У европейцев серьезные проблемы со сроками. Гигант А-380 все никак не поступит в авиакомпании мира, и среднемагистральный А-350 сойдет с конвейера только в 2013 году — то есть через пять лет после того как «Боинг» уже запустит в производство свой лайнер мечты — 787-й.
Тем не менее, в этом году 787-х «Боингов» в Ле Бурже вообще нет. И ни один из выставленных самолетов в небо так и не поднялся, в то время как аэробус А-380-й все парил и парил над территорией авиасалона.
Другое дело, что впервые за последние годы в спор между аэробусами и «Боингами» может вмешаться и российский производитель — «Суперджет-100» (Superget-100) от «Сухого»: авионика французская, механика немецкая, салон американский, сборка в Комсомольске-на-Амуре.
Михаил Погосян, генеральный директор авиационного военно-промышленного комплекса «Сухой»: «Мы планируем в этом году начать испытание самолета, а в следующем году начать первые поставки нашим заказчикам».
Впрочем, «Суперджет-100» по-прежнему представлен в Ле Бурже только макетом. И вообще, это если не тенденция, то, судя по всему, политика. Руководство компании «Рособоронэкспорт», которое в Ле Бурже объединяет 60 российских корпораций, считает, что вывозить за границу действующие экспонаты просто нерентабельно.
Иван Гончаренко, заместитель генерального директора государственного предприятия «Рособоронэкспорт»: «Мы рассматриваем эту выставку как репетицию перед Московским аэрокосмическим салоном, который состоится в августе».
Единственный самолет, который все-таки взлетел сегодня в небо над Ле Бурже, это МиГ-29. Причем организаторы авиасалона пошли на беспрецедентный шаг. Мало того, что они увеличили время показательного полета на три минуты, они еще и разрешили боевой машине подняться выше предельно допустимой высоты.
Михаил Беляев, летчик-испытатель: «Ввиду того, что в непосредственной близости от аэропорта Ле Бурже находится аэропорт Шарль де Голль, существуют ограничения по высоте. Организаторы пошли нам навстречу, хотя очевидно, что они получили определенные трудности».
Уникальные фигуры высшего пилотажа МиГ-29М стали возможны благодаря новейшему двигателю, на который установлено сопло с отклоняемым вектором тяги. Двигатель с цифровым управлением разработан конструкторами завода Климова, и делает самолет сверхманевренным в ближнем бою.
Любопытно, что это двигатель так называемого пятого поколения самолетов, хотя самолетов еще нет, а двигатель вот уже существует.
Российский боевой самолет МиГ-29М с отклоненным вектором тяги добирался до Парижа с большими приключениями. Дело в том, что власти Литвы не дали МиГу воспользоваться своим воздушным пространством, так что самолет добирался до Ле Бурже в облет — через Польшу и Белоруссию. Как МиГ-29 полетит обратно, в Ле Бурже пока не знает никто.