В Липецкой области торжественно открыли первое предприятие местной особой экономической зоны. На них, эти самые ОЭЗ, ставки делаются большие эффекта ждут колоссального.
Большие маневры: на минувшей неделе в Липецкой области торжественно открыли первое предприятие местной особой экономической зоны. На них, эти самые ОЭЗ, ставки делаются большие — эффекта ждут колоссального.
Многое обнадеживает: вот возили недавно по стране отца сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю… Говорят, взятые россиянами темпы даже его удивили. Впрочем, и без опасений не обходится: был у страны уже негативный опыт с внедрением подобных зон. Удастся ли теперь, с третьей попытки, оградить их от коррупции?
Корреспондент НТВ Роман Соболь проверил готовность.
Торжественное открытие первого предприятия Особой экономической зоны в Липецке. Разрезана красная ленточка, запущен конвейер, и вот, как на параде, пошли стройными рядами бутылки — до миллиарда единиц стеклотары в год.
Деньги вложены колоссальные, налоги ожидаются соответствующие. Но есть сомнения: ОЭЗ подняли Сингапур и Китай, но в России
Михаил Мишустин, руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами «Это уже третье пришествие экономических зон в Россию».
Прежним экономическим зонам давали изрядные налоговые льготы. Ждали, что это привлечет инвесторов, и они построят много заводов. Но вместо новых предприятий приходили
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций: «Были очень существенные налоговые дыры. Именно там регистрировались предприятия, дочерние компании либо зависимые компании крупных нефтяных концернов. Там они существовали в режиме откровенно льготного налогообложения».
Губернатор Липецкой области утверждает: здесь все будет иначе, мы очистим свою Зону от криминала и теневиков.
Олег Королёв, губернатор Липецкой области: «Тогда они были „воровскими“, а сегодня стали стимуляторами прогресса и вложений».
В особых экономических зонах «нового типа» налоговые льготы вторичны. Сюда можно завезти станки, новейшие зарубежные технологии без «растаможки», но перепродать нельзя. Оборудование должно работать только внутри зоны.
Адиль Ширинов, генеральный директор ООО «СеверСтальАвто — Елабуга»: «Здесь будет
Экономическая зона Елабуга, Татарстан. Первый завод здесь откроют осенью. Зато по размаху она впереди Европы всей — 20 квадратных километров. Коммуникации — за счет государства.
Тимур Шагивалеев, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Республике Татарстан «Газ, электричество, вода. Когда инвестор получает участок, он имеет возможность сразу подключиться».
Сейчас здесь горы щебня, отстроено только здание администрации, но уже потрачены немалые бюджетные средства. Риск очевиден — вдруг эти «оазисы капитализма» не смогут привлечь предпринимателей?
«Нужен такой… инвестиционный „выпендрон“», — говорит глава Липецкой области. Так что же станет приманкой для акул бизнеса?
Михаил Мишустин: «Главное для инвесторов — режим дружественного администрирования».
Есть одно препятствие, способное разрушить любой удачный проект — коррупция. Когда каждая бумага, подписанная чиновником, стоит бизнесмену немалых непроизводственных расходов.
В Елабуге нашли интересный подход: вся администрация особой экономической зоны разместиться под одной крышей, на виду друг у друга — когда правая рука знает, что делает левая, и все объединено аналитическим центром.
Хождение по инстанциям для предпринимателя упрощается. Может, администрация не будет равноудалена от разных
Обещают минимум административных барьеров, без таможенных сборов — плюс готовая площадка. Рабочие кадры в Липецке и Татарстане есть. Взамен инвесторы должны представить четкий
Учет и контроль. Нарушителям грозит выселение. И еще придется брать на себя социальную сферу: открыл завод — обеспечь сотрудникам приемлемые условия. Многоопытный лидер Татарстана, прицелился сразу в трех зайцев. Технологии, налоги и… демография.
Минтимер Шаймиев: «Надо иметь такие производства, чтобы молодежь сама просилась приехать к нам».
И ведь в провинциальную Елабугу уже едут, даже из других областей. Эльдар Муртазин семью еще не перевез — как начальник цеха он рассчитывает на ведомственное жилье. А пока в пустом ангаре он объясняет, где будет конвейер, а где сварочная линия.
Эльдар Муртазин, начальник сборочного цеха: «На определенном этапе происходит соединение кузова и шасси. Так называемая „свадьба“. Да, marriage — так и называется. Когда низ кузова надевается на верх шасси».
Такие машины будут собирать на немецких конвейерах, по итальянским чертежам, из российских деталей — до ста тысяч в год. Для внутреннего рынка, но с прицелом на экспорт.
И в Елабуге, и в Липецке экономические зоны сейчас осваивают российские компании. Иностранцы присматриваются: условия новые, а чиновники всё те же. Но вот — первая ласточка.
Мауро Баттистини, генеральный директор завода по производству холодильного оборудования ОЭЗ Липецк: «Я директор механической фирмы Италии. Уже 17 лет. Мне понравился проект, понравился Липецк».
Он путешественник, байкер — проехал по России 20 тысяч километров.
Здесь Мауро нашел спутницу жизни, и уже называет себя русским. Вот только борщ он пока не очень любит. Мауро оптимист: сидя в маленькой кухне на съемной квартире, он верит, что у него в Липецке все получится. Может третье пришествие экономических зон в Россию развеет скепсис, оставшийся после предыдущих экспериментов.