В специальной экономической зоне Шэньчжэнь производят то, что во всем мире усердно ругают и активно покупают товары с надписью «мэйд ин Чайна».
Корреспонденты НТВ продолжают путешествие по китайской глубинке, посвященное Году КНР в России. Уехав 25 мая из Пекина, они прошли уже две трети маршрута. Через 10 дней журналисты вернутся в китайскую столицу.
Новая серия путевых заметок корреспондента НТВ Айрата Шавалиева сделана в специальной экономической зоне Шэньчжэнь. Здесь производят то, что во всем мире усердно ругают и активно покупают — товары с надписью «мэйд ин Чайна» (made in China).
Когда едешь по скоростным китайским дорогам, удивляешься — где же эти полтора миллиарда человек. Вокруг как будто малонаселенная Норвегия. Чтобы увидеть десятки тысяч китайцев в одном месте, нужно съехать с трассы и попасть в один из гигантских ангаров.
Голова этой очереди уже скрылась за горизонтом, а конца все не видно — утренняя смена рабочих идет на обед.
Мы находимся около крупнейшей на восточном побережье фабрики обуви, одна из стен которой увешана наградами за поставленные рекорды.
Янь Си, директор фабрики: «Это моя гордость — самая модная модель обуви. Образец мы взяли в Италии, куда я езжу два раза в год изучать новинки».
Трудолюбивые китайские руки щедро мажут клеем подошвы, которые позже истопчут весь земной шар. Работник Джаоли целый день вбивает гвозди в мужские каблуки, так как более легкого способа заработать 70 долларов в месяц не имеется.
Янь Си, директор фабрики: «Наш козырь — это, конечно, дешевая рабочая сила. Себестоимость одной пары составляет 7 долларов, в магазине она будет стоить около 80».
Один из сотрудников предприятия занят блестящей работой — он лакирует голенища сапог особым составом, чтобы на них больно было смотреть.
Янь Си, директор фабрики: «Сапоги должны обязательно блестеть, ведь эта партия пойдет за границу».
Действительно, за границу. Ведь на коробках есть надписи на русском языке. Через день молодой директор фабрики отправит партии в Москву, Екатеринбург и Киев, а сам поедет в Италию срисовывать новые модели.
Финансовые успехи Китая начинались с того, что китайцы научились копировать. На каждой Эйфелевой башне, купленной в Париже, написано «Made in China», но если есть спрос, китайцы могут сделать копию любого размера.
За Кремлевской стеной стоит Стамбульская мечеть, а рядом с Эйфелевой башней Фудзияма. Парк архитектурных копий в городе Шеньжень — словно воплощение экономической модели Китая. В этой стране могут сделать кальку со всего на свете любого размера, в любом количестве и качестве.
Му Инь Юй, предприниматель: «Почему Китай сейчас можно назвать мировым заводом? Потому что мы можем произвести все что угодно под заказ».
Бизнесмен Ми Инь Юй (или просто Саша — еще не новый китаец, но уже и не китайский коммунист) в партию вступать не спешит. После учебы в Одессе он вернулся домой и открыл свое дело.
Он лично наблюдает, как продукцию фабрики испытывают на прочность. Скоро его произведения — крышки для унитазов — будут плавно опускаться в российских туалетах.
Му Инь Юй, предприниматель: «Контейнеры в Москву сегодня отправляем. Можете посмотреть, как идет загрузка».
Саша знает наизусть планировки квартир в Москве, Петербурге и Ростове, ведь его душевые кабины и ванны — часть российского потребительского рая.
Му Инь Юй, предприниматель: «Мы делаем в основном самые ходовые модели для России, то есть небольшие размеры, которые подходят под ваши ванные комнаты».
Для себя Саша сделал большую