Эксперты отмечают: россияне не прячут лишние деньги по чулкам, к ним пришло осознание того, что кровное можно не только сохранять, но и преумножать, благо и возможности для этого появились.
Судя по опубликованным на минувшей неделе Министерством экономического развития данным, кошельки граждан России стали тяжелее процентов на тридцать по сравнению с прошлым годом.
Еще одна тенденция, которую отмечают эксперты: россияне лишние деньги уже по чулкам не прячут, к ним пришло осознание того, что кровное и нажитое непосильным трудом можно не только сохранять, но и преумножать. Благо и возможности для этого появились.
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков изучил особенности инвестиционного бума
В знаменитой рекламе МММ Лёня Голубков утверждал: «Я не халявщик, я партнер!» Актер Владимир Пермяков считает образ «народного инвестора» лучшей своей ролью, словно под него и писалась.
Владимир Пермяков: «Вот он волнуется — услышал про акции. Думает: пролечу — не пролечу? Жалко денег, все же месяц работал на экскаваторе. Потом бах, получает дивиденды — и обалдел от счастья. После этого он уже как бы стал экономику изучать, графики строить».
Ролики и рекламную компанию МММ сегодня изучают во всех школах маркетинга: искусство — вечно. Россияне опять думают и как сделать деньги, и что с ними делать.
Владимир Таранков, начальник управления валютных и неторговых операций «Сбербанка»: «Золотой слиток приятно подержать в руках, но лучше это делать в перчатках, чтобы на слитке не оставались отпечатки и чтобы случайно не поцарапать».
В российском «Сбербанке» — «золотые» времена. Россияне скупают золото и серебро: в слитках и килограммовых монетах, заводят «металлические» счета — «виртуальное золото». Дело в том, что за слиток нужно платить НДС, а на «металлическом» счете деньги просто индексируются по цене металла.
В последние месяцы мировые цены на золото подскочили на 50 процентов. Но корни ажиотажа не только в этом. Психологический сдвиг — россияне прощаются с долларом, говорят в «Сбербанке».
Владимир Таранков: «На каждый проданный населению доллар обратно мы выкупаем 4 доллара. Это означает, что масса долларов у населения стремительно сокращается. Мы являемся свидетелями дедолларизации экономики. Американский доллар покидает Россию».
Теперь каждый знает, что IPO — это «первичное размещение». Акции в массы пустили «Роснефть» и «Сбербанк», а «Внешторгбанку» (ВТБ) удалось собрать с россиян аж полтора миллиарда долларов.
Горнолыжница Светлана Гладышева стала одним из 130 тысяч совладельцев ВТБ. «Я верю, что Россия поднимается — экономика растет, банки набирают обороты. Банк государственный, ему имеет смысл верить», — говорит она.
Покупать акции с верой, но больше с умом — так советуют профессионалы. Народные IPO и IQ разные вещи, главное — не перепутать.
Олег Вьюгин, с марта 2004 по май 2007 — руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: «Это не должно быть массовой практикой. Почему? Потому что в народные IPO приходит „наивный инвестор“ (по западной терминологии — „неквалифицированный инвестор“), который на самом деле не понимает природу стоимости акций, которые он покупает. Он не знает аналитики, не знает, куда движется компания, он только знает, что это компания государственная, там все будет хорошо».
До недавнего времени Олег Вьюгин руководил Федеральной комиссией по ценным бумагам. Российский фондовый рынок, по его словам, сегодня вполне созрел для притока инвесторов, но лучше — профессиональных, в виде пенсионных или паевых фондов.
Выходя из дома, Борис Григорьевич берет с собой радиоприемник и настраивает на деловую волну. Борису Григорьевичу 70 лет и он старается «держать руку на пульсе»: следит за тем, как ведут себя «голубые фишки».
Пенсионер и преподаватель сольфеджио прочитал американский учебник по экономике, и часть своих сбережений вложил в фондовый рынок — купил ПИФ.
Борис Капелевич, пенсионер: «Мне нужно иметь некоторый запас. Как известно, пенсия такая — о ней можно даже не вспоминать. А чтобы есть, пить, покупать лекарства, когда понадобятся, нужны деньги. Вот, я подумал, что мне нужно
Пенсионер считает, что это несправедливо, когда акции могут покупать только богатые. А паевой фонд позволяет собрать «корзину» и с малой суммой. В некоторых ПИФах есть тариф «студенческий» — вклад 100 рублей.
На бирже ММВБ уже 350 тысяч частных игроков. Черная Мамба — так ласково зовут ее трейдеры. Теперь играть можно через Интернет, многие подключаются навсегда.
Дмитрий Павлов, трейдер: «Ночью не отдыхаешь, иногда в четыре часа утра бежишь, смотришь, как нефть открывается в Азии, потому что она открывается полчетвертого по нашему времени. Чисто машинально все — даже когда бежишь в туалет, сначала к компьютеру, потом все остальное».
Дмитрий Павлов бывший юрист, а ныне профессиональный
Андрей Гальперин, трейдер: «Вот в 1998 году были нервы! Когда казалось, все рухнуло и не восстановится никогда. А сейчас какие нервы?»
Потребительский бум в России сменяется инвестиционным, в один голос говорят макроэкономисты. И последствия для страны не только в экономике.
Олег Вьюгин: «Граждане, которые имеют собственность в виде недвижимости или части национальных активов, — они заинтересованы в стабильности своей страны. И тогда они, наверное, активнее будут голосовать, активнее следить за политикой, предъявлять претензии к властям».
«Голосовать деньгами, а не ногами!» — лозунг политического класса, который, конечно, еще только рождается в стране. В той же Европе и США деньги в акциях держат более половины семей. В России, по различным прогнозам, через 2 года будет 3 миллиона инвесторов.