На минувшей неделе тепловой удар испытала на себе практически вся Россия: в ряде регионов были установлены новые температурные рекорды.
На минувшей неделе тепловой удар испытала на себе практически вся Россия: в ряде регионов были установлены новые температурные рекорды. Жара кому в радость, а кому в тягость.
Ученые же в тревоге: она не приходит одна. Аномально теплая зима вкупе с нынешними градусами создали благоприятную среду для размножения и распространения порой едва различимой, но смертельно опасной нечисти.
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков с подробностями о том, какие болезни ныне грозят россиянам, и почему отдых на природе сегодня может нанести здоровью непоправимый вред.
Идет охота на клещей. Целый день специалисты ходят с моторчиком и распылителем. Враг — тихий и мелкий, но уже через час просто валит с ног.
В селе Жутово Волгоградской области клещей всегда опасались. Раньше, если кого и лихорадило после укуса, врачи быстро ставили больного на ноги. Но 10 дней назад здесь похоронили Тамару Плещенко. Ей стало плохо, как только вернулись с пикника. Дома сразу и не поняли, от чего лечить.
Иван Плещенко, местный житель: «Мало ли что бывает в деревне: или сглаз, или грипп. Она домой пришла, полежала. А когда в больницу привезли, увидели, что под ногой было маленькое пятнышко — клещ».
Помочь приехали даже из городского центра экстремальной медицины. Но признались — с таким сильным клещевым вирусом еще не сталкивались. Соседи теперь разглядывают каждого клеща, которого снимают с коровы.
В этом году ученые прикинули, что в лесах, рощах и парках должно прятаться минимум 3,5 миллиарда клещей. Примерно по 25 на каждого россиянина.
Юрий Коротков, старший научный сотрудник Института энцефалита и полиомиелита: «В связи с потеплением численность этих насекомых на некоторых территориях возросла в 10, а то и в 100 раз».
Такой атаки исследователи паразитов не ожидали. Кусают в 3 раза чаще, чем обычно. Весна выдалась жаркой, а зимой вообще клещей мучила бессонница.
Самые опасные для человека — иксодовые клещи. В Институт полиомиелита и энцефалита их везут для анализов со всей России. По статистике — каждый сотый из насекомых с вирусом.
В институте ведут подсчет каждого укуса на территории страны. В архиве — истории болезни и фотографии выживших пациентов, начиная с 1937 года.
Ванда Погодина, заведующая лабораторией Института энцефалита и полиомиелита: «Есть такой термин — обвислость шеи, головы. А теперь даже может быть паралич всего спинного мозга».
В Институте тропических болезней клещей
Сначала в пробирках клещей морят голодом, но затем — никакой диеты. Здесь их кормят на убой. В лаборатории устраивают круглосуточное питание, предлагают кроликов и мышей.
Профессор Дмитрий Ревич как дачник теплу только рад, но как ученый всего этого боится. Он входит в межправительственную комиссию по изменению климата.
Дмитрий Ревич, руководитель лаборатории прогнозирования Российской Академии наук: «Уже доказано, что с потеплением увеличиваются случаи малярии. Это затронет Азию, Африку, но могут возникнуть проблемы и на нашей территории».
Исследователям паразитов жара добавит работы. В лаборатории каждой твари по паре, если вдруг наука потребует жертв.
В инсектарии устроили родильную палату для комаров, которые тоже относятся к малярийным — недавно их заметили на побережье Сочи. Они опасны тем, что переносят лихорадку Денге. В
Но знатоки успокаивают — любого малярийного комара нетрудно вычислить, только надо внимательно присмотреться.
Людмила Ганушкина, заведующая отделом медицинской энтомологии Института медицинской паразитологии и тропической медицины: «Малярийный комар сидит под углом к поверхности. А обычные комары — параллельно».
С клещами такой фокус не пройдет. С виду они все одинаковые, и с вирусом, и без. Иногда просто заметить клеща — это шанс не отправиться в реанимацию.
Виктор Романенко, заместитель главного врача Центра гигиены и эпидемиологии: «Двое пациентов, которые лежат на искусственной вентиляции легких, просто не заметили укуса клеща. 17 процентов заболевших не замечают этого».
Новосибирский поэт Юниль Булатов теперь временно не пишет стихи. Он в весеннем лесу пил березовый сок, не до клещей было. А наутро подумал, что похмелье, но потом
Юниль Булатов, поэт: «Не кусали, только пробежались по мне. Но в этом году они такие злые!»
Потом поэту объяснили, что добрых клещей не бывает. Юниль Булатов медикам, спасшим ему жизнь, подарил свою книгу «Маргарита с цветами». Но врачи теперь просят его за цветами далеко не ходить, тем более в лес.