В Пакистане художественное оформление грузовиков стало своеобразным народным промыслом.
В Пакистане художественное оформление грузовиков стало своеобразным народным промыслом.
Тяжелые машины меняются до неузнаваемости, превращаясь в драгоценные шкатулки, богато украшенные росписью, инкрустацией и чеканкой. Таким восточным тюнингом занимаются сотни специализированных мастерских.
Среди художников по грузовикам есть свои знаменитости, которых знают все дальнобойщики страны. Музейные экспонаты на колесах изучил корреспондент НТВ Дмитрий Калениченко.
Некоторые украшения — наследие шелкового пути. Так раньше наряжали верблюдов и тяжелые
Чужаку стать дальнобойщиком и получить такой иконостас и кокошник над кабиной практически невозможно. В эту
«Я заплатил за украшения моего грузовика 300 тысяч рупий, то есть 5 тысяч долларов. Теперь бизнес пойдет. Все увидят, что со мной можно иметь дело», — говорит водитель Мухаммед.
Его грузовик забытой модели 1962 года переделывают уже два месяца. Мухаммед верит: подобный декор удачная инвестиция. Клуб, в который он вступает, защитит, даст преимущества на дороге и ослепит завистников.
«Когда я вернусь в гараж в Кашмире, все позавидуют. Начнут обсуждать, критиковать, но все равно будут завидовать», — уверен он.
В небольшом городке рядом с Исламабадом находятся самые престижные салоны красоты для грузовиков. По прейскуранту предложат маникюр дверных ручек, педикюр колес, внутренний и внешний макияж.
В Пакистане нет техосмотра, твори в любом жанре. Сначала машину в буквальном смысле раздевают: остается рама с колесами, мотор, капот и лобовое стекло.
Обратно собирают, в основном, из дерева и из металлических листов. На последнем творческом этапе за дело принимаются художники и декораторы. Академий они не кончали, они самородки.
Кто будет рисовать, вопрос престижа. Пейзаж или портрет жены художника — неважно. Имя автора в арабской каллиграфии на кузове — вот это стоит денег. За известную кисть водители выкладывают от тысячи до 2,5 тысяч долларов.
«Рисую то, что захочу, и мнение
Наклейки и жестяные наковки становятся вроде рам для картин, а грузовики превращаются в передвижные художественные галереи. При общей убогости жизни в Пакистане такое стремление к красоте не пустое бахвальство или показуха.
Если заглянуть в кабину, то становится понятно, что внутренняя красота и убранство их тоже очень сильно волнует. Правда, уместиться в этой красоте сложно.
Кабина, как предмет искусства, без ограничений. Нет ни спидометра, ни одного датчика, только узоры в стиле индуистского огня. Узоры даже под капотом и на двигателе. Ночью в бедном Пакистане грузовики горят особенно богато.