Лихая интрига закрутилась в Старом Свете на минувшей неделе. С одной стороны все следили за тем, как бывшие советские республики Грузия, Молдавия и Украина обзаводятся ассоциацией с ЕС. С другой стороны, произошло другое знаковое событие: за кандидата на пост главы Еврокомиссии развернулась настоящая драка, результатом которой стало унижение извечного союзника Америки Лондона.
Договор об ассоциации с Украиной Европейский союз лоббировал восемь последних лет. Менялись президенты Украины, неизменным оставался лишь председатель еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Складывалось впечатление, что восточное партнерство — это его маниакальная цель, с которой он хочет войти в историю.
Но вышло иначе. Последний саммит для Баррозу в качестве европейского руководителя запомнится не столько подписанными соглашениями, сколько ожесточенной борьбой внутри самого Евросоюза за министерские портфели в новом европейском правительстве. Возмутителем спокойствия стал британский премьер Дэвид Кэмерон. В пику Ангеле Меркель и Франсуа Олланду он отказался поддерживать кандидатуру экс премьера Люксембурга
Вопрос, конечно, не в личной неприязни Кэмерона к Юнкеру. С одной стороны, такая жесткая позиция помогает британскому премьеру заработать очки у себя на родине, где количество евроскептиков только растет. С другой, Кэмерон открыто и жестко продвигает и свою, а главное, американскую идею по ослаблению роли Брюсселя. Лондон вообще никогда нельзя было назвать сторонником европейской интеграции, да и Вашингтон всегда будет заинтересован в таком союзнике, который раскачивает европейский корабль изнутри. Впрочем, на этот раз, шантаж не удался, хотя Кэмерон и пригрозил референдумом по выходу из ЕС.
В этом и кроется главная проблема Евросоюза. Что важнее — единая стратегия или национальный интерес? Разрешить ее не удается уже десятки лет — с того момента, когда Евросоюз только создавался. Просто на этот раз, проголосовав за ставленника Берлина и Парижа, и публично унизив Кэмерона, Брюссель четко показал Вашингтону, кто в европейском доме хозяин, отмечает обозреватель НТВ Вадим Глускер.
Подробности — в репортаже.