В Южной Африке готовится отметить свой 133-й день рождения старейшая жительница планеты.
В Южной Африке готовится отметить свой
В Книге рекордов Гиннесса госпожа Темо, правда, не фигурирует, но только потому, что никогда не подавала туда заявку. Спецкор НТВ в ЮАР Айрат Шавалиев побывал в гостях у рекордсменки и понял: в ее годы слава уже не важна.
Если ехать по федеральной трассе
Продавец в магазине: «Берите мягкие конфеты,
ЮАР за пределами мегаполисов — это череда обетованных хижин, дорогу к нужному дому подскажут деревенские школьники.
Школьница: «Что все едут к нашей старухе? Вон ее дом, там толпится народ».
Это не народ, это семья, близкие родственники, 50 человек, пришли поддержать свою бабушку Темо. Помогают ей подняться с пола и пересесть в каталку.
Через 10 минут во двор деревенского дома выкатывают самого старого из ныне живущих людей на Земле. Жительнице ЮАР Молоко Темо скоро исполнится 133 года.
Молоко Темо: «Спасибо за подарки».
Иностранная газировка и мягкие конфеты — это единственная слабость, которую она
Молоко Темо: «В начале XX века была у нас такая игра, камушки кидали в яму. Я была одной из лучших».
В ее паспорте указан год рождения — 1874. Пустая страница для водительских прав, штампы об участии в выборах. Она и в свои 133 политически активна.
Молоко Темо: «Мандела? Нельсон Мандела приехал с ними?»
Одну ее давно не оставляют, ведь Молоко Темо ослепла еще 54 года назад. Всегда слева от нее племянница, справа — младшая дочь. Ей самой 78. Сколько всего было детей, вспомнить трудно, ведь даже старшие внуки уже начали умирать от старости.
Дочь Молоко Темо:
Когда строили этот типично деревенский дом, никто не подозревал, что он будет принимать пять поколений семьи Темо. Поэтому во дворе пришлось поставить большую брезентовую палатку, которая способна вместить хотя бы самых близких родственников бабушки Темо.
В чем секрет такой долгой жизни, теряются родные. Ведь южноафриканская деревня — не швейцарский санаторий. Любимый внук Бенджамин показывает бабушкины хоромы.
Бенджамин Темо: «Вот ее спальня. Иногда она просыпается на рассвете, ходить не может, но на коленках, как маленький ребенок выползает на крыльцо».
С питанием в деревне тоже все просто. Едят то, что выросло, если, конечно, выросло.
Дочь Молоко Темо: «Тут у нас тыква росла. Ее листья мы готовим в пищу. Но сейчас очень жарко, все высохло».
На самом бедном африканском континенте живут дольше, чем
Том Бойя, президент ассоциации долгожителей ЮАР: «Когда я решил заняться благотворительностью, подумал, позабочусь о тех, кто старше 100 лет. Их, наверное, немного. Ничего подобного, оказалось в ЮАР таких 600 человек».
Раньше в ЮАР древних старух сжигали на костре, считая ведьмами. Теперь к госпоже Темо тянется очередь желающих прикоснуться к ее руке.
Но если она и святая, то весьма легкомысленная. До сих пор помнит фривольную английскую песенку про двух влюбленных.
Ее обратный путь к кровати мы расчищаем вениками — такова в ЮАР традиция, знак уважения к старости. Но и тому, кто метет, тоже, говорят, зачтется.