В начале 2008 года вступает в силу 4-я часть Гражданского кодекса о публичном исполнении песни или мелодии.
Российские музыканты и все, кто связан с
Наконец, станет известно, кто и кому должен платить за публичное исполнение песни или мелодии — когда музыка звучит фоном, к примеру, в магазине, на рынке или в ресторане.
Пока же существует множество «сборщиков музыкальной дани», которые ходят по торговым точкам и, апеллируя к закону, штрафуют нарушителей. В рейд, во время которого не долго музыка играла, отправился корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Когда человек в магазине, палатке или кафе просит о разговоре с менеджером, бодрая музыка становится тише, а вскоре за музыкальное оформление магазина становится тревожно.
Стандартный диалог защитников смежных прав и их, быть может, невольного, но нарушителя завершает по типовому сценарию: разъяснительная беседа, предписание об устранении нарушений. И вновь проверяющих зовут в путь ритмичные звуки из торговых динамиков.
У этих людей работа такая — ходить по магазинам, но привлекают их не красиво оформленные витрины или качественные товары. Они ходят по магазинам на слух: как только слышат из торговой точки фонограмму, сразу идут туда проверять лицензионная ли? Лицензионная в данном случае значит звучащая на основании договора владельца магазина с Российским обществом по управлению правами исполнителей.
Организация это не государственная, она заключает соглашения с обладателями смежных прав, то есть с исполнителями и звукозписывающими компаниями. Именно в их пользу и должны собираться деньги с магазинов и ресторанов. Но это — в идеале, а на практике все оказывается сложнее и запутаннее.
Анжелика Чичурко, руководитель отдела сборов Российского общества по управлению правами исполнителей: «Практические все юристы и генеральные директора о существовании этого закона, но в основном выбирают тактику „когда придут, тогда и поговорим“».
Парадокс ситуации в том, что говорить помимо РОУПИ приходится и с другими организациями защитников смежных прав. Причем собиратели музыкальной дани друг друга, мягко говоря, недолюбливают.
Ирина Тулубьева, адвокат: «В нашей стране организаций больше, чем правообладателей, авторов, потому что закон не запрещает создавать подобные объединения. Проблема в том, что каждая из этих организаций претендует на то, чтобы брать деньги за всех и действовать от имени всех».
Есть даже определение Тверского суда Москвы трехлетней давности, где сказано, что защитники смежных прав могут представлять интересы только тех исполнителей, с которыми у них заключен договор. Но сами исполнители не всегда довольны тем, как защищаются их права.
Олег Митяев, музыкант: «Я состою в этих обществах, но на сегодняшний день это, к сожалению, ничего не меняет. Бешеных потоков за исполнительские и авторские права я не получаю, так же как и многие другие артисты».
В Ульяновске на защиту смежных прав вышла даже милиция. Рейд прошел в ресторане в самый разгар публичного несанкционированного исполнения. Предложение заплатить за музыку энтузиазма не вызвало, наоборот — последовали возражения.
Владимир Самарёв, ресторанный исполнитель: «Если автор написал песню и выпустил ее в народ, она уже стала достоянием народа. Люди имеют право ее и слушать, и петь, и что угодно делать».
Платить
Но что из этих благих начинаний получится, не знает сейчас никто. Вот, например, закону «Об авторских и смежных правах» уже почти 14 лет, а магазинная, ресторанная фонограмма в России