Перед сегодняшним отъездом в Австрию Владимир Путин выступил с важной инициативой: президент направил в Совет Федерации письмо, в котором предложил отменить постановление об использовании российских Вооруженных сил на территории Украины. Сенаторы уже пообещали поддержать предложение главы государства.
Важнейшее заявление появилось без предварительных намеков и без появления перед телекамерами, отмечает корреспондент НТВ Сергей Морозов. О письме, которое накануне Владимир Путин отправил в Совет Федерации, рассказал его
Дмитрий Песков,
Таким образом, Путин демонстративно отказывается от идеи использовать на Украине российские войска. Президент Украины Пётр Порошенко назвал это первым практическим шагом по урегулированию ситуации в Донбассе.
Спикер Верховной рады Александр Турчинов переговорил по телефону с Валентиной Матвиенко, и она подтвердила, что завтра Совет Федерации соберется, чтобы отозвать свое решение от 1 марта. Если тогда решение было принять единогласно и при поддержке Государственной Думы, то теперь депутаты обеих палат так же единодушно пришли к выводу, что пора это решение отменять.
1 марта, когда Совет Федерации дал президенту право ввести войска, говорилось, что это делается, прежде всего, для защиты населения Крыма. Владимир Путин заявил тогда, что применение войск было бы крайней мерой. В эти же дни Киев объявил о начале войсковой операции на востоке Украины. 17 апреля, когда на востоке появились боевые самолеты, российский президент во время прямой линии напомнил, что ему дано право применить силу, и упомянул, что эти восточные области Украины исторически входили в состав России. Киев воспринял эти ходы как подготовку к войне и объявил мобилизацию. Передвижение российских войск у границ Украины отслеживал НАТО, и на Западе поведение России называли военным давлением.
Теперь Россия перехватывает инициативу в мирном урегулировании. В обмен на отказ от применения силы можно будет потребовать от киевских властей прямых переговоров с ополченцами. Раньше Киев отказывался это делать. В то же время российский президент по закону не обязан просить согласия парламента на оперативное военное реагирование. Так что меч остается — просто его убрали в ножны.
Подробности — в репортаже.