30 лет назад с конвейера Волжского завода сошел самый коммерчески успешный легковой автомобиль СССР.
30 лет назад с конвейера Волжского завода сошел самый коммерчески успешный легковой автомобиль СССР. «Нива» стала первой и, видимо, последней отечественной машиной, на которую был не просто спрос, а бум на Западе.
В это трудно поверить, но «Нива» отлично продавалась и в Японии. И одно время держала там первое место среди всех европейских автомобилей, опровергнув аксиому о том, что внедорожник — это дорого.
И все же нигде в «Ниве» не нуждались так, как на родине. Здесь она до сих пор самый народный и самый любимый не вне — бездорожник.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный поклонился юбиляру.
Для того, чтобы называть себя «ниваводом», эту машину нужно не просто водить, а проникнуться особой философией. Ее суть словно текст рекламного ролика.
Александр Шестаков, нивавод: «„Нива“ несет в себе некое мужское начало. Она позволяет в ней чувствовать себя сильным и храбрым, человеком, который не боится трудностей, который готов преодолевать препятствия».
Истоки этой странной на первой взгляд привязанности (ведь на рынке сейчас такой богатый выбор иномарок), по словам самих ниваводов, нужно искать
Согласно заводской легенде, «Нива» своим появлением обязана председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Приехав на «АвтоВАЗ», он попросил сделать полноприводный вариант «Жигулей» специально для селян, страдающих от бездорожья.
Другие советские автомобили справиться с этой напастью не могли, но «Нива» неожиданно оказалась популярна не только на селе. Первый советский внедорожник стали активно использовать милиционеры, врачи, военные и даже Леонид Брежнев.
Петр Прусов, разработчик автомобиля «Нива»: «Когда показывали Брежневу „Ниву“, он резко впрыгнул за руль и выскочил за ворота. Недалеко, конечно, уехал, на площади развернулся. Переполох среди охраны был жуткий».
Разработчик полноприводной идеи Петр Прусов вспоминает былое сидя в «Ниве», побывавшей на Южном полюсе. Другая «Нива» покорила полюс Северный. Третья, военная амфибия, на испытаниях выдержала даже ударную волну от атомного взрыва.
Вадим Котляров, ведущий испытатель автомобиля
Но, пожалуй, самую необычную модель «Нивы» можно увидеть не на Северном или Южном полюсе, а в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. Обычно за рулем «Нивы» сидит медведь Степан, единственный медведь, имеющий водительские права.
Необычный аттракцион придумал дрессировщик Виктор Кудрявцев. Идею инженеры «АвтоВАЗа» воплотили в жизнь в единственном экземпляре.
Виктор Кудрявцев, народный артист России: «Мне хотелось, чтобы на Западе говорили о том, что по Москве не бродят медведи, а по Москве ездят медведи на автомобилях».
За границей «Ниву» тоже оценили. Из всех советских автомобилей именно этот до сих пор пользуется спросом. По словам владельца берлинского автосалона, в год он продает
Автослесарь: «Замечательная и, главное, очень понятная машина. Никакой электроники, открыл и все можно сделать руками».
Российские ниваводы сетуют: праздничная бочка меда не обошлась без ложки дегтя. Собственно, «Нива» теперь, это только автомобиль с американским акцентом, а прежней, классической «Ниве» даже пришлось сменить имя.
Одна из редких удач отечественного автопрома, которой за 30 лет так и не нашлось достойной смены в модельном ряду, теперь живет под псевдонимом «Лада 4х4».