Судя по статистике, выпускники педвузов в школу трудиться идут весьма неохотно.
Судя по статистике, выпускники педвузов в школу трудиться идут весьма неохотно. Причины такого положения дел известны: низкая зарплата и неадекватные вознаграждению ответственность и сложность работы.
С другой стороны, образование будущие учителя, как правило, получают качественное. Вот и ищут они область применения, как человеку и свойственно, где лучше.
В проблеме разбирался корреспондент НТВ Никита Анисимов.
Сельский учитель Александр Семёнов — первый парень на деревне. В родном селе Шемурша, состоящем из трех изб, он уже 15 лет строит дворец знаний невиданного по местным меркам размаха.
Александр Семёнов, учитель изобразительных искусств: «В Америке Кембридж начинался тоже с маленькой школы».
В маленькой школе 102 окна и 22 двери. Все до последнего кирпичика куплено на зарплату и многочисленные премии учителя изобразительных искусств. Его собственный домик — напротив, в окружении весеннего бездорожья.
Александр Семёнов, учитель изобразительных искусств: «Живу в избушке, мне и детям нравится».
Александр хочет обучать детей из проблемных семей. Но в селе уже несколько лет глобальный демографический кризис, а у сельского учителя локальный, финансовый — не хватает 1 миллиона на коммуникации. Пока внутри холодного недостроя Александр устроил домик для голубей.
Александр Семёнов, учитель изобразительных искусств: «Многие в лицо говорят: продай это здание, купи квартиру, женись».
Но сельский учитель мечтает о своей школе искусств, куда бы приезжали юные таланты со всей округи. Она еще не достроена, а Александр Семёнов уже решает вечный вопрос сельского образования — где взять будущих педагогов.
Сергей Головинский, учитель труда: «Из 108 выпускников нашего вуза только трое пошли работать учителями».
В школе соседней Шемурши немолодые учительницы уже полгода не могут нарадоваться. Молодые выпускники педагогического университета задерживаются здесь не часто. А Сергей уже полгода проработал. Его сокурсник выдержал в городской школе ровно месяц.
Сергей Головинский, преподаватель труда: «Сказал, не могу работать с такими детьми, пойду обувью торговать».
Сергею помогает мама, она тоже учитель. Это ее пример вдохновил молодого человека выбрать себе
Сергей Головинский, преподаватель труда: «Раньше учителя уважали, он был человеком, а сейчас — это обслуживающий персонал».
Жена Сергея работы в деревне не нашла, а работу мужа считает благотворительной.
Лариса Головинская, жена Сергея Головинского: «Если бы не папа с мамой мы бы все умерли с голоду. Стол накрыли свекор со свекровью, потому что у нас денег нет».
Зато мама Сергея не теряет надежды — сына как молодого специалиста поставили в очередь на улучшение жилищных условий. Правда свой оптимизм заслуженная учительница
Каждую весну агитавтобус с деканами и художественной самодеятельностью бороздит просторы Чувашии. Пока студентки Чебоксарского педагогического университета распеваются за кулисами, на сцене их учителя агитируют школьников поступать в свой вуз. Педагогический университет обещает выпускниками широкие кадровые горизонты.
Андрей Пьянзин, декан факультета физической культуры ЧГПУ: «Очень многие выпускники устраиваются на работу в органы внутренних дел, в силовые структуры, в коммерческие организации и очень хорошо ведут дела».
В университете на доске лучших выпускников — сплошь учителя. Это в одном из московских вузов страны по статистике только 5 процентов идут работать по специальности, а в чебоксарском университете — 63,2 процента.
Здание ЧГПУ находится на главной площади города, напротив резиденции чувашского президента. В старейшем вузе республике обучаются 8 тысяч студентов, здесь это образование считается элитным. А диплом вуза котируется на рынке труда. Но государством он оценивается по 8 разряду единой тарифной сетки. По ней в школе молодой выпускник будет получать 2074 рубля.
Но во многих школах проблемы не столько с зарплатой и статусом профессии, а с тем, что на одного учителя приходится всего десять ребят.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: «В ряде регионов есть переизбыток преподавателей, там выпускников вузов никто не ждет. И таких регионов много».
У Татьяны Федосеевой 14 учителей, из них уже 7 живут не только на оклад. Директор сельской школы днем с ребятишками, а все остальное время — с поросятами. Раньше мамин педагогический пример не вдохновлял детей Татьяны Алексеевны.
Татьяна Федосеева, директор школы: «У меня дети не пошли в пед, к сожалению, они сказали: да что ты, мама, с
Зато теперь дети даже жалеют, что не пошли в педагоги. Правда сама Татьяна Алексеевна признается, что после такой
Татьяна Федосеева, директор школы: «Учитель сельской местности — это герой!»
Учитель немецкого Утте Валбекунце в России уже несколько лет, но в наших школьных реалиях до сих пор не разобралась.
Утте Валбекунце, учитель немецкого языка: «Мне очень трудно понять, как живут мои русские
Утте даже не может вспомнить, какова ее зарплата в московской гимназии, за пропаганду немецкого языка учительнице положен грант от правительства Германии. В этой стране средняя учительская ставка 2 тысячи евро. И поэтому Утте может себе позволить некоторую рассеянность.