Дорожная недостаточность: в России отчаянно ищут способ решить проблему нехватки автомагистралей растущей экономике они нужны еще вчера.
Дорожная недостаточность: в России отчаянно ищут способ решить проблему нехватки автомагистралей. Растущей экономике они нужны еще вчера, но средств на строительство новых, как впрочем и на латание старых, хронически не хватает.
На минувшей неделе заявлено, что для одного госбюджета эта ноша неподъемная, надо активнее привлекать частный капитал. Пока же чиновникам приходится выступать с инициативами вроде законодательного ограничения числа граждан, передвигающихся по трассам.
А есть ли другие варианты? Спасут ли страну платные дороги? Корреспондент НТВ Сергей Холошевский разбирался в причинах одной из главных российских бед.
Дядя Толя человек неунывающий. Он латает дорогу с горелкой наперевес полжизни, и этих ямок у него впереди сотни километров. «У нас работы хватит. Мы работой не обижены», — говорит он.
«Я уже езжу больше 20 лет по этой дороге и удивляюсь, когда же наконец ее построят», — размышляет Виктор. Он за баранкой четверть века. Полный набор всех болезней дальнобойщика и заряд оптимизма, которому можно позавидовать, когда иссякнет, непонятно. Гвозди бы делать из этих людей.
«Четвертая передача на КамАЗе — это счастье. Есть такие участки, что до первой передачи доходим. А это ведь федеральная дорога у нас
Трасса федерального значения М8 — Холмогоры. Именно по этой дороге
Грузовики едут по обочине, асфальтовое покрытие — одно название. Скорость не больше 20 километров в час. Трясет так, что кабина КамАЗа прыгает то вверх, то вниз. Руль вырывается из рук, а сменщик бьется головой о перегородку.
«Иной раз мужиков спросишь, так они кто не бывал, крестятся и говорят: я больше не поеду по вашей дороге ни разу. Эту дорогу забыть невозможно будет до пенсии. И никогда не уснешь», — шутят водители.
Дорожники сами намучились с этой дорогой. Денег на ремонт нет, другой дороги в Москву тоже нет. А жить
«Василий Осокин, заместитель директора
Москвичи из Федерального дорожного агентства решили так: ремонт дороги начнем от столицы. Сейчас асфальт кладут
Архангельский губернатор Николай Киселёв в шоке: дороги и так почти нет, одно направление, так и на него из центра денег не дают. Просили по минимуму 105 миллионов, дают 24. А надо
чтобы продержаться еще года
Николай Киселёв, губернатор Архангельской области: «Чем дальше на север, тем меньше дорог, тем меньше денег туда доходит. Деньги идут из центра, и вот у них такая особенность — исчезать к окончанию дороги. Это, знаете, как у Жванецкого был разговор про пиво: с повышением температуры пиво исчезает».
Губернатор показывает графики, называет цифры и даже сам садится за руль, чтобы, как говорится, поделиться болью. Президента стыдно было к космодрому вести, что уж о простых людях говорить.
Николай Киселёв, губернатор Архангельской области: «Людям все равно. Начинают ругать власть федеральную, областную, муниципальную, всех на свете».
Опору моста через Северную Двину недавно разрушил паводок. За чей счет ремонтировать? Губернатор идет по выбоинам, как полководец по полю боя. Многострадальный мост вибрирует под ногами.
Николай Киселёв, губернатор Архангельской области: «Мы саккумулировали деньги, и в этом году выделили их конкретно на этот мост. Но это значит, что остальные дороги в городе будут ремонтироваться только выборочно».
Москва в задумчивости. Министр транспорта Игорь Левитин говорит о 12 миллионах человек в России, которые не могут пользоваться автодорогами круглый год, и таким образом не имеют доступа к социальным объектам: больницам, школам и магазинам.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «Сегодня соответствует нормативам только 37 процентов федеральных автомобильных дорог и 24 процента территориальных».
Эти цифры как гигантская пропасть между темным прошлым и светлым будущем. Что важнее: содержать в нормальном состоянии старые дороги или бросить все средства на строительство новых?
Нагрузка на федеральные магистрали за последние годы выросла в несколько раз, а покрытие осталось старым. Выведут ли Россию из этого тупика, например, платные магистрали?
50 километров по дороге мечты. Поверить в то, что в России могут быть дороги европейского класса дано не каждому, а только тем, кто попадает на платную трассу под Воронежем. Глаза дальнобойщиков здесь становятся добрыми.
«А зачем тут ГАИ? Все нормально, едем потихонечку. Тут нормальная дорога», — делится впечатлениями водитель.
За деньги по этой дороге ездят уже восемь лет. В правительстве говорят о семи таких же трассах, строительство которых начнется в ближайшее время. Но даже эти чудеса не выход.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «Россию все равно не спасут платные, потому что их будет до двух процентов. Нас может спасти только увеличение сети автомобильных дорог. Сегодня наша сеть представляет примерно 900 тысяч километров. Нам нужен минимум полтора миллиона».
И вот тут возникает самый главный вопрос. Где взять деньги? Только на восстановление дорог нужно восемь триллионов рублей. Никакой бюджет не справится. Страна большая, дорог надо много, а климат у нас специфический.
Николай Быстров, директор Федерального государственного учреждения «Росдортехнология»: «Те климатические условия, которые мы имеем по всей территории нашей страны, настолько жесткие, что практически ни одна страна мира в таких условиях дорог не строит».
Николай Быстров показывает современный материал и рассказывает о новых чудесах в дорожном строительстве. Оказывается, все уже было придумано, как сделать так, чтобы асфальт не трещал на морозе, и ямки были не очень большими.
И даже если нигде в мире дорог по болотам не прокладывают, наши люди ее все равно построят. Дядя Толя на Архангельском тракте, например, будет стоять до последнего. «Водители сильно ругаются, а мы прячемся», — говорит он.