В Европу пришла мода на «новый русский авангард».
В Европу пришла мода на «новый русский авангард». Так на Западе называют неофициальное искусство эпохи застоя и произведения художников, вдохновленных перестройкой. На аукционе «Сотбис» (Sotheby’s) в Лондоне за написанные в СССР картины платили шестизначные суммы.
Теперь эстафету принимает Париж. Французская столица знакомится с советскими авангардистами
Полотна соотечественников рассматривал корреспондент НТВ Вадим Глускер.
В 1981 году это стало если не культурной революцией, то настоящей сенсацией. В течение трех месяцев Пушкинский музей отдавал свои залы под Кандинского, Малевича, Филонова и Шагала. Тогда прошла знаменитая выставка
Спустя почти 30 лет — новая выставка и новый русский авангард. На этот раз
Бенуа Сапиро, директор галереи: «Это уже
Критики рассматривают современный российский авангард как два самостоятельных течения. Это либо классическая живопись неофициальной культуры, либо абстракция и мистика.
Первые посетители экспозиции, в основном французы, даже не подозревали, что фотографируются на фоне группового портрета Иисуса и 12 апостолов работы Олега Целкова.
Олег Целков, художник: «В силу моего характера я сам не хожу ни в какие галереи, ничего никому не показываю, ни с кем не знакомлюсь. Я попытался учить французский язык когда приехал 30 лет назад, и мне показалось, что я попросту теряю время на его изучение. Я плюнул, закрыл все книги, и по сей день
Оскар Рабин ассимилировался во Франции куда лучше. Он пишет парижские натюрморты, городские пейзажи. А к началу выставки Рабин создал композицию «Благодарность российскому государству за возвращение гражданства».
Оскар Рабин, художник: «Наверное, все возвращается на круги своя. Ничего не проходит так. Кажется, все забыли, наступило новое время. Нет, потом
В свое время Илья Кабаков назвал российский авангард «оппозицией режиму» и «отторжением соцреализма». Впрочем, в Париже представлена его вполне реальная инсталляция, «Коммунальная кухня». У этой кухни свои герои: Елена Петровна Носова или Анна Львовна Полевая, и крики души до боли знакомые многим российским семьям: «Кто забыл ковшик?» или «Чья это терка?».
Впрочем, на одном из столиков посетители с удивлением обнаруживали пластиковый стаканчик совсем не из той эпохи. Говорят, это организаторы выставки при установке экспозиции его забыли убрать, а потом решили, что стаканчик инсталляции не портит. И даже добавляет коммуналке приметы нашего времени.