Глава МВД Рашид Нургалиев призвал своих подчиненных, следя за соблюдением законов, не вмешиваться в экономические процессы.
Глава МВД Рашид Нургалиев призвал своих подчиненных, следя за соблюдением законов, не вмешиваться в экономические процессы. Это пожелание прозвучало на торжественном собрании, посвященном юбилею службы по борьбе с экономическими преступлениями. Сегодня ей исполнилось 70 лет.
По словам Нургалиева, приоритетами сейчас являются борьба с коррупцией и нарушениями авторских прав.
Перед сегодняшними юбилярами не всегда стояли такие цели. Раньше та же самая организация боролась с «хищениями социалистической собственности» и называлась аббревиатурой, которую обессмертила легендарная фраза из «Джентльменов удачи»: «Йес, йес, ОБХСС».
Неофициально сотрудники до сих пор используют старое название. В историю службы погрузился корреспондент НТВ Максим Соколов.
Этот юбилей
В этом они все — такова специфика службы. Преемственность дела подчеркивается, хотя задачи в последние годы поменялись. Нет больше социалистической собственности, одни акционеры. Праздник начался со встречи коллег из республик СНГ. Они и сейчас тесно и плодотворно сотрудничают.
История ОБХСС во многом просто наша история. В 1937 год наркомом Ежовым бы подписан указ о создании при НКВД управления по борьбе с хищениями, спекулянтами и фальшивомонетчиками. Массовые хищения начались сразу после войны на стройках и продовольственных базах.
Павел Перевозник, бывший начальник управления по борьбе с хищениями: «Цемента нет, кровли нет, леса нет, других строительных материалов тоже нет. Вот вокруг этого служба ОБХСС и строила свою работу, чтобы
Всенародная слава пришла к ОБХСС в хрущевские времена. В оттепель расплодились спекулянты, расхитители, валютчики и нечестные работники торговли. Партия их осудила, но это не помогло. ОБХСС и ревизия стали главными контраргументами.
Дальше была борьба с цеховиками — подпольными производителями ширпотреба. Это время косыгинских реформ. Ветераны даже помнят, кто был первым.
Павел Перевозник, бывший начальник управления по борьбе с хищениями: «Уразашвили взялся, и открыли цех. Сначала первый, потом второй, третий. Им стало тесно, поехали в Среднюю Азию. Они были в фаворите у местных органов власти, где были предприятия с двумя директорами — один ходит на заседания райкома, второй руководит производством».
Многие из тех, кто проходил по цеховым делам, стали известными отечественными производителями.
Владимир Мельников, руководитель фабрики по производству джинсовой одежды: «Я делаю одно и то же, только раньше за это мне давали тюрьму, а сейчас орден дают».
ОБХСС был грозным оружием, могли проверить не только подпольного миллионера, но и просто подозрительную личность.
Вилли Токарев, музыкант: «Однажды меня вызывает ОБХСС, и говорят: Мы были свидетелями того, что вы часто покупаете помидоры. Мы знаем сколько это стоит. И вы не можете, работая в ресторане, позволить себе такую роскошь».
Борьба за сохранность социалистической собственности — как гонка за лидером. Пожалуй, самым громким на закате социализма стало хлопковое дело. После визита генсека на республиканский партхозактив, республика взяла повышенные обязательства по хлопку.
Павел Перевозник, бывший начальник управления по борьбе с хищениями: «Утром выступает председатель колхоза по радио и говорит: уважаемые колхозники, за ноябрь, декабрь и январь я вам денег никаких не заплачу, потому что все деньги пошли на взятки для выполнения плана по производству хлопка».
В наше время департамент экономической безопасности — это прежде всего борьба с контрафактами, финансовыми преступлениями и за налоги. В эпоху капитализма главным врагом стал нелегальный предприниматель. В бизнесе, большом и малом, к ведомству, как и раньше, относятся с неподдельным уважением.