Круговорот земли в России: все чаще из разных регионов страны приходят сообщения о мошенничестве на земельном рынке.
Круговорот земли в России: все чаще из разных регионов страны приходят сообщения о возбуждении уголовных дел, связанных с мошенничеством и незаконными операциями на земельном рынке.
Пример этой недели — взятие под стражу по соответствующим обвинениям крупного предпринимателя Василия Бойко. Считается, что, как правило, скупщиков мало интересуют перспективы
Это раньше все вокруг было колхозное, а теперь чье? Как становятся хозяевами земли русской, узнал корреспондент НТВ Алексей Кондулуков.
Николай Клюев — защитник земли рузской. Бывший ветеринар, а ныне депутат сельсовета неподалеку от подмосковной Рузы четыре года писал письма в инстанции и прокуратуру. Устраивал митинги и, наконец, прославился как человек, посадивший олигарха.
На минувшей неделе в следственном изоляторе «Матросская тишина» оказался Василий Бойко, глава компании «Ваш финансовый попечитель» и один из крупнейших землевладельцев Подмосковья.
Василий Бойко в российском бизнесе человек известный, даже знаменитый: бывший
В 2003 году, с принятием закона о землеобороте, начал скупать колхозы и совхозы в Рузском районе Подмосковья. Вскоре по оценкам экспертов, он уже контролировал территорию, сопоставимую с небольшим европейским государством типа Андорры.
«Рузская Швейцария» — так называется проект Бойко, включивший агрохолдинг с молокозаводом и фермами, а также коттеджные поселки класса люкс. Молокозавод вовсю работает, поселки пока только на бумаге.
Макет горнолыжного курорта: Василий Бойко обещал насыпать под Рузой целую гору с 26 спусками в будущем. Теперь этот грандиозный проект под угрозой, переживают сотрудники его компании. За арестом Бойко они видят происки конкурентов.
Мария Лобода, генеральный директор компании «Вашъ финансовый попечитель»: «Это в чистом виде рейдерский проект. То есть, это отъем земли одного собственника в пользу другого собственника. Ни о каких крестьянах, ни о каких землевладельцах речь не идет».
Село Беляная Гора Рузского района: у поселковой почты разгораются страсти. Жить в Швейцарии некоторые крестьяне не хотят.
Участница митинга: «На что мне Швейцария? Не хочу. Землю у меня отняли, даже вшивой ржавой копеечки не дали».
Участница митинга: «Наобещали нам золотые горы, ни копейки не заплатили. Мошенническим путем забрали всю землю».
Местный житель: «Я свою землю не отдам никакому мошеннику, никакому жулику. Пусть она останется. У меня есть внуки, дети. Может,
Крестьянские волнения начались после сообщения о том, за сколько теперь продается их бывшая земля. Крестьяне посчитали себя обманутыми, хотя свои земельные доли многие действительно продали. Договоры были составлены так, что у них сложилось впечатление, будто они продают только 25 соток, а на самом деле — все 4 гектара. Теперь митингуют — «родной земли не отдадим ни пяди».
Пядь — 19 сантиметров. Земля вологодская, архангельская, подмосковная. Не очень богатая, но очень дорогая. Именно
Любимое чтение прокуратуры — журнал «Форбс» (Forbes). Он опубликовал список десяти самых больших землевладельцев. Кстати, некоторые уже в бегах.
Вот так выглядит первая пятерка по «Форбс»: Николай Цветков, «Уралсиб» — 100 тысяч га; Андрей Куцериб, «Центр капитал» — 65 тысяч га; Дмитрий Каменщик, «Ист лайн» — 64 тысячи га; Дмитрий и Алексей Ананьевы,
Кирилл Вешнепольский, заместитель главного редактора журнала «Форбс»: «В нашем рейтинге есть люди, которые имеют прочные связи с администрацией области. И даже есть люди, которые имеют прочные связи с братством ветеранов необъявленных войн, то есть, с очень крепкими ребятами».
Происходило все просто: по законам 1993 года, земля колхозов и совхозов поделена между крестьянами. У каждого на руках свидетельство на его долю общей земли — земельный пай. В некоторых колхозах крестьяне стали вносить эту долю в уставной капитал своего аграрного акционерного общества, но чаще лишь сдавали ему в аренду.
Однако для рейдеров это не проблема. Документы о передаче паев в уставной фонд, протоколы собраний просто подделывали, поясняют специалисты.
Андрей Тюкалов, главный редактор
Еще покупается председатель колхоза, бывший председатель колхоза. Все затраты на покупку первого, второго, а также судебных решений, которые устанавливают этот факт, составляли от 200 тысяч до миллиона долларов».
Второй способ — более легальный и самый распространенный сейчас в России: покупка паев напрямую у колхозников. В Подмосковье сегодня такой пай покупают по
Следующая задача — изменить категорию: земли сельхозназначения перевести в земли поселений. Это самый дорогой этап.
Андрей Тюкалов, главный редактор
Если на участке можно строить дачи и коттеджи, его цена вырастает в 200 раз. Собственно, за эти деньги и идут земельные войны по всей России.
Александр Тимофеев, руководитель сельскохозяйственного производственного кооператива: «Война. Наверное, можно назвать и так. А в основном она идет
Александр Тимофеев изо всех сил пытается сохранить у себя сельское хозяйство. Но многие в его селе земельные паи уже продали за 10 тысяч рублей.
Кроме Ярославской области, в «боевых сводках» — Прикавказье, Краснодар и Тверская области. Эксперты пожимают плечами: «Просто очередной этап передела».
Кирилл Вешнепольский, заместитель главного редактора журнала «Форбс»: «Помните, как происходил передел собственности на заводы и фабрики, когда лились потоки крови? Помните алюминиевые и лесные войны
У времени широкий шаг — очевидно, многим за ним не поспеть. А пока бывший ветеринар Клюев все еще обходит свое рузское поле.