Конституционный суд принял решение, касающееся всех, кто прибегает или еще прибегнет к услугам адвоката в гражданском процессе.
Сегодня Конституционный суд принял решение, касающееся всех, кто прибегает или еще прибегнет к услугам адвоката в гражданском процессе — это, например, дела о разводе или о спорной недвижимости. Как вы думаете, может ли гонорар вашего защитника зависеть от результатов дела? В праве ли он требовать с вас больших денег в случае победы?
Конституционные судьи дали на это однозначный ответ: нет, в России нельзя заключать так называемые «договоры успеха». Что же получается — доход адвоката не зависит от качества работы? Какой же у него тогда стимул защищать ваши интересы? Корреспондент НТВ Владимир Тюлин попробовал разобраться.
Те, по чьей инициативе собрался сегодня Конституционный суд, «гонорары успеха» не получили бы. За право претендовать на процент от выигранной в суде суммы несколько адвокатов с переменным успехом боролись с прошлого века.
Первый такой иск в Арбитражный суд поступил еще в 1998 году. Его то удовлетворяли, то отменяли предыдущие решения. Точку в этом споре поставили сегодня: гонорар адвокатов не зависел от решения суда и впредь зависеть не будет.
Николай Бондарь, судья Конституционного суда РФ: «Речь не идет об абсолютном запрете „гонорара успеха“. Законодатель в конкретных условиях, исходя из достигнутого уровня правовой системы, может ввести и иное правовое регулирование».
Иное регулирование — единственное, на что теперь остается рассчитывать сторонникам процента от удачи. «Гонорар успеха» в России косвенно упоминался в советском законодательстве 1964 года. Косвенно потому, что часть от выигранной в суде суммы платил не клиент адвокату. Пять процентов взыскивали с проигравшей стороны в качестве компенсации судебных издержек.
В 1985 году эту норму упростили, заменив положенный процент на размытое понятие «принцип разумности». Позже этот пункт вообще исчез из Гражданского кодекса. То, что эта норма исчезла из законодательства, жалеют многие юристы.
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде РФ: «Гонорар успеха — это справедливая вещь, потому что человек работает, приносит ту или иную пользу своей работой клиенту. И если эта польза клиенту выражается в денежном эквиваленте, то почему бы ему и не принимать участие в разделе прибыли».
Марина Захарина, адвокат: «В интересах клиента было бы заключить такое соглашение, по которому он будет оплачивать гонорар, если решение будет в пользу клиента».
Адвокат Генрих Падва, известный своей положительной результативностью, проблемой гонорара успеха до сегодняшнего дня озабочен не был. Новое постановление Конституционного суда он изучал долго и внимательно. «„Интересное постановление“Ю — подытожил он.
Сам Генрих Падва на описанные Конституционным судом авантюры не соглашается, хоть и предлагают часто.
Генрих Падва, адвокат: „Мы отказываемся именно потому, что, на самом деле мы не можем брать деньги не за свою работу, а за результат этой работы, которая зависит не от нас, а от органов, которые принимают то или иное решение“».
Оценить в такой ситуации качество работы адвоката клиент может добровольно. Такой пункт договора ни одним законом не запрещен.
Генрих Падва, адвокат: «Одно дело, если записать в договоре, что адвокат имеет право получить
Договор о «гонораре успеха» запрещен не только в России, но и в большинстве стран Европы. Он разрешен в Америке и ограниченно применяется в Германии. Здесь адвокат вправе рассчитывать на бонусы лишь в случае примирения разводящихся супругов.
В России же о «гонораре успеха» говорят в основном юристы, участвующие в крупных финансовых спорах. Они имеют право отказаться от дела, если не устраивает гонорар, а у их клиентов всегда остается право даже на бесплатную защиту.