Необычная жизнь началась у мигрантов после вступления в силу поправленного законодательства.
Необычная жизнь началась у иностранцев в России после вступления на этой неделе в силу поправленного миграционного законодательства. Регистрация стала уведомительной, а разрешение на работу теперь выдается в течение десяти дней по принципу «одного окна».
Ответственность предпринимателей, которые используют труд нелегалов, значительно возросла, а квота иностранных торговцев на российских рынках сокращена до 40 процентов.
По числу мигрантов наша страна вторая в мире после Соединенных Штатов, так что наведение порядка в этой сфере дело, безусловно, нужное. Вот только все ли нюансы учли? Или же остались лазейки, позволяющие действовать в обход закона?
Возможности миграционных властей и настроения гастарбайтеров выяснял корреспондент НТВ Вадим Фефилов.
Говорили о том, что Федеральная миграционная служба (ФМС) в ближайшем будущем должна стать полноценной силовой структурой и что у нее даже появится свой спецназ.
Но сейчас говорят о том, что это дискуссионный вопрос. Зачем ФМС своя физзащита, если у нее есть такие молодцы, как офицер Виктор Макаров, который недавно в неравном поединке победил охранника одного из московских рынков — тот был явно мощнее и моложе его.
Тот бой назвали «лужнецким». Охранники торгового комплекса «Лужники» напали на сотрудников ФМС — генерала Тюркина и майора Макарова, которые искали на рынке нелегальных мигрантов.
Виктор Макаров, начальник Отделения миграционного контроля ФМС: «Весь результат этой реформы: большие штрафы за нарушения, а система упрощена, чтобы платили деньги в госбюджет. Но многие и этого не хотят делать. Они берут энное количество иностранцев, те у них работают, потом их выгоняют — мол, „плохо работали“.
А люди пополняют криминальную армию в силу того, что социально доведены до отчаяния и вынуждены идти на
Работодатели, которые используют нелегальную рабочую силу, теперь могут быть оштрафованы на 850 тысяч рублей.
Директор ФМС, генерал Константин Ромодановский с гордостью показывает памятку — своеобразный план действия в картинках. Отныне все просто: российский наниматель встречает приезжего в аэропорту, удостоверяется, что документы в порядке, угощает мигранта чаем с бутербродами, предлагает послать по почте уведомление о приезде.
Потом в специальном окошке любого отделения ФМС приезжий сдает свои документы и получает разрешение на работу в России.
К тому самому специальному окошку в одном из московских отделений ФМС — огромная очередь. Тут и специалисты по узбекским бахчевым культурам, и знатоки азербайджанской зелени, таджикских специй, приправ. Хозяева прилавков на этой неделе прощались с прежней привычной жизнью в России.
Бывший продавец: «Я
Константин Ромодановский, директор ФМС. «Они все кинулись, когда узнали, что могут оформиться и законно трудиться в РФ. Естественно, количество большое. Это не наша вина. В этом нет ничьей вины, что улицы не всегда такие широкие, чтобы на них свободно находилось
Мы это дело переварим, мы сумеем выдать разрешения в десятидневный срок. Количество пунктов достаточное».
Торговец из Баку Расим любезно показывает нам, как спал прошедшей ночью: сначала в своих «жигулях», а потом на подоконнике отделения ФМС. Говорит, что очень сильно замерз левый бок. Расим в очереди
Бывший продавец: «Боишься дома сидеть — а вдруг очередь пройдет. Ночью не можешь спать».
Возможно, Расим разрешение на работу так и не получит. Квота мигрантов на рынках теперь 40 процентов, а с 1 апреля иностранцев там вовсе не должно быть. Впрочем, если Расим сообразит придать своей профессии более благозвучное название, у него, может, и получится.
Виталий Кузьмин, заместитель начальника отделения ФМС: «У нас граждане всегда найдут выход из любой ситуации. Называют себя, как хотят:
Один из центральных рынков в Петербурге как зеркало миграционных перемен. Коренной петербуржец, фермер Александр Белолапотков теперь торгует в непривычной для себя тишине.
Александр Белолапотков, фермер: «Я считаю, что рынок много потерял, потому что никакой конкуренции они не составляли. Посмотрите налево, направо — рынок практически пустой, а раньше было веселее, было больше покупателей и было больше выбора».
На дальневосточных розничных рынках среди китайцев панические настроения и срочная распродажа оставшегося товара по бросовым ценам.
Продавец: «Уезжать не хочется, конечно. Если можно работать, зачем уезжать? Русские — хорошие люди, хорошие покупатели».
Директор хабаровского рынка Гусейн Гусейнов, вздыхая, обходит опустевшие помещения. С тревогой дергает замершие замки на дверях.
Гусейн Гусейнов, директор рынка: «Ко мне каждый день приходят женщины, бабушки, спрашивают, почему я выгнал китайцев с рынка. Так я их не выгонял!»
Памятку для мигрантов по заказу ФМС рисовал профессиональный карикатурист Джангер Агаев. Свою трудовую деятельность в
Джангер Агаев, художник: «Эти
Ереванец Гарик по образованию
«Нам не хочется быть людьми второго, третьего сорта, вечно
А майор ФМС Макаров в борцовском зале продолжает оттачивать удары с другим офицером миграционной службы. Хоть смысл реформы — исключить карательные меры в отношении нелегалов и их нанимателей, а спортивную форму надо поддерживать.