Белоруссия выполнила требование Москвы и отменила таможенную пошлину на транзит нефти в Европу. В ходе телефонного разговора Александр Лукашенко и Владимир Путин урегулировали все вопросы, связанные с нефтепроводом. Однако в России сложившуюся ситуацию оценивают весьма сдержанно.
Из Минска пришли важнейшие нефтяные новости — Белоруссия выполнила требование Москвы и отменила таможенную пошлину на транзит нефти в Европу. Об этом после заседания кабинета министров заявил премьер Сергей Сидорский.
Сергей Сидорский,
Надеюсь, что в течение этих двух дней мы снимем все взаимные разногласия и претензии, касающиеся поставок российской нефти в западные страны, а также поставок нефти российских компаний в Белоруссию на нефтеперерабатывающие заводы».
Транзитная пошлина, напоминает НТВ, была введена
Вечером
Подробности — у корреспондента НТВ Владимира Кондратьева.
Иван Мукушок, официальный представитель союзного государства России и Белоруссии: «Позиция Белоруссии здесь примерно такая. Ее представители готовы сесть за стол переговоров, но настаивают на отмене постановление правительства России от 8 декабря. И белорусская сторона на самом деле готова отменить постановление правительства Белоруссии от 31 декабря».
Ситуация оказалась почти тупиковой. Уступить — значит признать свое поражение и потерять лицо. Но продолжать конфликтовать в том же духе — то же самое, что выбрать путь к катастрофе для белорусской стороны и дальнейшим репутационным и экономическим потерям — для российской.
И тогда президент Лукашенко был вынужден снять телефонную трубку и позвонить президенту Путину. Сообщение кремлевской
Очевидно, что белорусское руководство, взвесив все «за» и «против», оказалось не готово к торговой войне с Россией, ведь тучи над Белоруссией начали сгущаться. В Белоруссии наверняка всерьез отнеслись к вчерашнему поручению Путина выработать комплекс мер по защите российской экономики.
Газете «Ведомости» стали известны некоторые подробности. По ее данным, с февраля этого года пошлинами должна быть обложена продукция, составляющая свыше половины всего белорусского экспорта в России, стоимостью в шесть миллиардов долларов.
Кроме сахара, это мясо и субпродукты, молоко и молокопродукты, телевизоры, мебель. Кроме России эти товары практически никто у Белоруссии не покупает. Чем могла бы ответить Белоруссия, кроме препятствия транзиту нефти через магистральный трубопровод?
Геннадий Селезнёв, сопредседатель фракции
Сегодня накал страстей в Государственной думе в связи с нефтяным кризисом был особенно велик. Депутаты, не согласные с решительными действиями России по переходу на рыночные условия в сотрудничестве с Белоруссией, оказались в явном меньшинстве.
Николай Харитонов, депутат Госдумы РФ, фракция КПРФ: «С первых дней нового года в год огненного кабана мы подложили свинью своему брату, славянскому народу. Мы и так из бывших республик Советского Союза уже давно как чужие среди своих. Так жить нельзя».
Сергей Иванов, депутат Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Россия, заметьте, поступила галантно и правильно, заранее предупредив о повышении цены. Белоруссия же наоборот, нам свинью подложила, введя ни с того, ни с сего пошлины на транзит нефти. Как это называть?»
Сергей Бабурин, заместитель председателя Госдумы РФ, сопредседатель фракции
Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы РФ, первый заместитель председателя фракции «Единая Россия»: «Если белорусская сторона не делает реальных шагов в сторону создания реального союза Белоруссии и России, то, следовательно, в отношении нее должны быть точно такие же экономические правила, как в отношении всех других стран».
Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «И нам еще запрещают быть капиталистами?!
А в Брюсселе сегодня Еврокомиссия утвердила долгожданный пакет мер по энергетике. Суть документа в том, что Евросоюз намерен начать новую революцию в энергетике, сделав ее более безопасной, надежной и экологически чистой.
Жозе Мануэл Баррозу, председатель Еврокомиссия: «Недопустимо, чтобы
Жозе Мануэл Баррозу сообщил, в частности, что к 2030 году зависимость ЕС от импорта энергоносителей увеличится с нынешних 50 до 65 процентов. При этом потребности в поставках газа вырастут до 84 процентов, а нефти — до 93 процентов.
Эти цифры показывают, что, несмотря на все разговоры об уменьшении зависимости Европы от российских источников энергии вряд ли им будет найдена достойная альтернатива.
Следует вспомнить, что весь
С этого года сладкая жизнь для белорусских руководителей кончилась.
Подарки с расчетом на будущее объединение, которого все нет и нет, прекращаются. Кстати, есть мнения, что нынешний конфликт станет не концом объединительного процесса, а его катализатором. Пока в это верится с трудом, но кто знает…