Европа еще раз убедилась, сколь остра питающая ее нефтяная игла. Перебои в топливоснабжении отмечены уже в пяти странах к Польше и Германии добавились Чехия, Словакия и Венгрия.
Сегодня Европа еще раз убедилась, сколь остра питающая ее нефтяная игла. Перебои в топливоснабжении отмечены уже в пяти странах — к Польше и Германии добавились Чехия, Словакия и Венгрия.
Все они сидят на одной трубе, идущей через Белоруссию. Нефти в ней нет уже вторые сутки, она иссякла после того, как Минск «начал несанкционированную откачку топлива». Такую формулировку приводит российская компания «Транснефть».
И сегодня Россия сделала еще одно важнейшее заявление: она готова сократить добычу нефти, при этом интересы западных потребителей должны быть полностью соблюдены. Эти слова прозвучали из уст президента Путина, он же требует продолжать переговоры с белорусской делегацией, которая сейчас в Москве.
Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев следит за ситуацией.
Вслед за поляками и немцами российской нефти, поступающей по нефтепроводу «Дружба», лишились венгры, словаки, чехи, литовцы. В Европу через эту систему перекачивается ежегодно 63 миллиона тонн. Сейчас трубопровод бездействует.
На Западе нынешнюю ситуацию называют блокадой, после того как Белоруссия первой прервала регулярные поставки, изъяв из трубы солидный объем нефти в качестве платы за введенную транзитную пошлину — 45 долларов за тонну.
Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ: «Это означает, что если вам на другом конце трубу просто зажали, задвижку закрыли, то качать эту нефть вам некуда. Теперь нельзя допустить технологических нарушений, потому что система может не выдержать давления».
Сегодня, в первый рабочий день в России, односторонние действия руководство Белоруссии получили оценку на самом высоком уровне, на совещании в Кремле. Россия не собирается играть по надуманным правилам белорусской стороны, появившимся к тому же задним числом.
Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ: «Оценить правовую природу этого платежа достаточно сложно в силу его беспрецедентности. И с ним раньше не встречалась ни одна страна».
Владимир Путин: «Необходимо продолжить переговоры с белорусскими партнерами по урегулированию отношений, связанных с поставками нашей нефти и в Беларусь, и с транзитом нашей нефти для западных потребителей.
Необходимо обеспечить интересы российских компаний, которые, очевидно, столкнуться с определенными потерями. Обсудить с российскими нефтедобывающими компаниями возможность сокращения добычи нефти в связи с проблемами, возникшими при транспортировке нашей нефти через белорусскую территорию».
Белорусская сторона, обеспокоенная, видимо, размахом скандала и возможными последствиями для своей экономики, готова к таким переговорам. Сегодня в Москву прибыла правительственная делегация из Минска.
Андрей Кобяков,
Вряд ли возможно надеяться на скорое урегулирование конфликта, если белорусские руководители будут настаивать на сохранении пошлины за транзит, не говоря уже об изъятии российской нефти в счет оплаты этой пошлины.
Владимир Найдунов, первый заместитель министра экономики Белоруссии: «Мы подготовили уточненный вариант проекта соглашения о распределении ввозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вырабатываемые из российской нефти на наших нефтеперерабатывающих заводах.
Наша позиция — она могла способствовать быстрейшему разрешению той ситуации, которую сегодня, к сожалению, мы имеем».
Пока на Западе в набат не бьют. У
Там не очень стремятся разбираться, кто конкретно виноват в срыве поставок — Россия или Белоруссия. Конфликт вредит обеим странам. И если имидж Белоруссии и без того не велик, то России новые проблемы с Западной Европой совершенно не нужны.
Владимир Путин: «Необходимо сделать все для того, чтобы обеспечить интересы наших западных потребителей».
Самым крупным получателем нефти по нефтепроводу «Дружба» является Германия. На ее долю приходится 22 миллиона тонн. После прошлогодней «газовой войны» России с Украиной, и особенно сейчас, очень модным у немцев стало слово «диверсификация».
Правительство ФРГ призывает разнообразить источники получаемой
ФРГ призывает в большей степени покупать нефть и газ за пределами континента. Поговаривают даже о пересмотре планов закрытия атомных станций, разработанных и принятых при канцлере Шрёдере.
Сегодня Ангела Меркель встречалась с руководством Евросоюза, и центральным вопросом на
Ангела Меркель, канцлер Германии: «Россия стратегический партнер Европы. Последние лет 10 отношения развиваются стабильно. О холодной войне уже никто и не вспоминает. С другой стороны, шаги, наподобие нынешних, я имею в виду ситуацию с поставками нефти, не должны осуществляться без консультации с европейскими партнерами, это подрывает доверие.
И вообще
Президент Путин сегодня занял довольно сдержанную позицию, воздерживаясь от резких заявлений, способных еще больше обострить конфликтную ситуацию. Он призвал руководство соседней страны в полной мере оценить те выгоды и преимущества, которые Белоруссия получает от сотрудничества с Россией.
Владимир Путин: «Российская Федерация согласилась с тем, что будет продавать газ в Белоруссию в этом году не по рыночной цене, а по 100 долларов. Это самая низкая цена в СНГ. Даже такая страна, как Армения, а там немало проблем, платит 110 долларов за тысячу кубических метров газа. И давайте не будем забывать о том, что Россия не взимает экспортную пошлину при экспорте нашего газа в Белоруссию».
Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ: «Сходная позиция изначально была связана с
Россия не намерена больше мириться с тем, что белорусские лидеры решают свои проблемы за счет российских налогоплательщиков. Но от поддержки братского белорусского народа не отказывается.
Борис Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ: «Естественно, сегодняшняя ситуация ни в коей мере не способствует развитию процесса по созданию союзного государства. Это не только мое мнение, это мнение многих депутатов. Надо искать выход из этой ситуации».
Сейчас еще есть возможность в ходе переговоров сделать так, чтобы не была пройдена точка возврата в нефтяном конфликте, который развивается, пожалуй, еще более остро, чем прошлогодний газовый. Это тот случай, когда здравый смысл должен победить политические амбиции.